Конспект занятия для детей

Старшего дошкольного возраста

По познавательному развитию на тему

«Времена года»

ст. Кущевская

МБДОУ д/с ОВ №4

Воспитатель: Арсеньева Е.Е.

2014г.

Образовательная область: познавательная

Вид деятельности: непосредственно - образовательная

Возрастная группа : старшая

Тема: «Времена года»

Цель : формировать первичное представление об объектах окружающего мира.

Программное содержание

Образовательные задачи : познакомить детей с временами года, месяцами.

Развивающие задачи : развивать у детей умение выделять приметы, каждого времени года, развивать логическое мышление, воображение, умение восстанавливать логическую взаимосвязь, путем загадок.

Воспитательные задачи : воспитывать у детей любовь к природе и видеть ее красоту.

Предварительная работа: чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев», загадки о временах года, рассматривание альбомов «Времена года», « Зимующие и перелетные птицы», репродукций картин, дидактическая игра «Полезные продукты», « Овощи и фрукты».

Словарная работа : зимующие птицы: синица, снегирь, клест, дятел; перелетные птицы: трясогузка, иволга, скворец, зяблик, дрозд, жаворонок, ласточка, соловей, кукушка, грач; полезные продукты; сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август.

Материалы и оборудование: мультимедийная установка, презентация

«Времена года», муляжи: фрукты, овощи; воздушные шары, мяч, картинки перелетных и зимующих птиц, макет дерева, две корзинки, подносы, значки достижения, фонограмма «Времена года»,

Ход деятельности.

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся друг с другом - улыбнитесь друг другу.

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, матушка Земля!

Здравствуйте, мои друзья!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это у нас на экране?

Дети: Замок

Воспитатель: Как вы думаете, кто в нем живет?

Ответы детей.

Воспитатель: Далеко-далеко, высоко- высоко, в удивительном воздушном дворце живут - поживают Круглый год и четыре его дочери (слайд 1). А как их зовут, вы узнаете из моих загадок (слайд 2) . Если вы ответите правильно, то они появятся на экране.

Воспитатель: Желтой краской крашу я

Поле, лес, долины.

И люблю я шум дождя,

Назови-ка ты меня!

Дети: Осень

Воспитатель: Почему вы думаете, что это осень?

Дети: Потому что, осенью листья желтеют, идет дождь.

Воспитатель: Правильно, ребята - это осень (слайд 5).

Наступили холода.

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Дети: Зимой

Дети: Зимой холодно, вода превратилась в лед, медведь впал в спячку, заяц стал белым.

Воспитатель: Молодцы. А на экране появилась картинка зимы (слайд 5)

Тает снежок, ожил лужок.

День прибывает. Когда это бывает?

Дети: Весной

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Дети: Весной тает снег, появляются первые цветы, день прибавляется.

Воспитатель: Правильно, на экране вы видите картинку весны (слайд 5)

Солнца яркого лучи,

Так приятны, горячи,

На полях цветут цветы,

Необычной красоты.

Рубином ягоды горят,

Пора каникул для ребят.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Дети: Летом.

Воспитатель: Какие молодцы - это лето (слайд 5). Ребята, о чем эти загадки?

Дети: О временах года.

Воспитатель: А вы хотели бы отправиться в сказку к Круглому году и его дочерям?

Дети: Да

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это у меня?

Дети: Воздушные шары.

Воспитатель: Сколько их?

Дети: 4 шара.

Воспитатель: Какого они цвета?

Дети: Оранжевого, белого, зеленого, красного.

Воспитатель: А что напоминают вам эти шарики?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте полетим в путешествие на воздушных шариках. Для того чтобы отправиться в сказку нам надо произнести волшебные слова и тогда мы отправимся и тогда мы отправимся в путешествие!

Звучит музыка. Реснички опускаются - глазки закрываются,

Реснички открываются – сказка начинается.

Воспитатель: А куда же мы попали? Наверно во дворец к Круглому году и его дочерям.

Ответы детей.

Воспитатель: А к какому времени года подходит цвет этого шарика?

Дети: К осени.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что листья на деревьях желтого, оранжевого, красного цвета.

Воспитатель: Правильно, мы попали в гости к осени (слайд 6).

А вы знаете, что каждое время года имеет трех сыновей. А как вы думаете, кто эти сыновья?

Дети: месяцы.

Воспитатель: А сколько их?

Воспитатель: Назовите трех сыновей осени.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Правильно (слайд 7).А вот и сыновья осени. А чем встречает нас осень?

Дети: Осенними листьями.

Воспитатель: Ребята, а что это на осенней полянке?

Дети: Клубок.

Воспитатель: Он говорит, что хочет с вами поиграть в игру « Продолжи предложение»

Воспитатель: Осенью птицы улетают…(в теплые края),

Листья осенью…(желтеют и опадают),

Звери готовят…(запасы на зиму),

Люди собирают…(урожай),

Воспитатель: А что нам дарит осень?

Дети: Осень дарит нам урожай овощей и фруктов.

Воспитатель: А чем полезны для нас овощи и фрукты?

Дети: В них содержится много витаминов.

Воспитатель: А зачем нужно кушать овощи и фрукты?

Дети: Чтобы не болеть зимой.

Воспитатель: Клубок предлагает подойти к осенней полянке,и поиграть в игру «Полезные продукты». Давайте, разделимся на 2 команды. Первая команда - выберет фрукты и овощи, из которых можно приготовить полезный, витаминный сок. Вторая команда выберет продуты,из которых можно приготовить вкусный, полезный салат.

Воспитатель: Какой сок получится из этих фруктов?

Дети: Яблочный, грушевый, ананасовый, виноградный, апельсиновый.

Воспитатель: Какой салат получится из этих овощей?

Дети: Морковный, капустный, огуречный, свекольный.

Воспитатель: Молодцы, обе команды справились с заданием.

Воспитатель: А теперь мы продолжаем наше путешествие на белом шаре. С каким временем года связан этот цвет?

Дети: С зимой.

Воспитатель: Правильно. И на экране мы видим….?

Дети: Зиму (слайд 8).

Воспитатель: А чем встречает нас зима?

Дети: Снегом, снежинками.

Воспитатель: Ребята, зима приглашает нас в гости на свою снежную полянку. Ой, на полянке лежит клубок! Каким он цветом?

Дети: Белый.

Воспитатель: А почему?

Воспитатель: Он хочет задать вам вопросы по своему времени года.

Зимой бывает сильный…(мороз),

Река покрыта прозрачным…(льдом),

Зимой дети играют в…(снежки),

На крышах висят…(сосульки).

Воспитатель: Ой, сколько холодных слов вы назвали, я даже немного замерзла! А вы?

Дети: Да.

Воспитатель: Я предлагаю вам немного погреться и поиграть.

«Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем,

По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем,

И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим,

На коньках по льду летим, мы летим, мы летим,

И Снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы,

Гостью – зиму любим мы, любим мы, любим мы».

Воспитатель: Ну, что согрелись? Теперь можно и сыновей зимы назвать.

Дети: Декабрь, январь, февраль (слайд 9) .

Воспитатель: Встречайте, вот они!

Воспитатель: Ну, что ж, а кто уже догадался, какого цвета будет следующий шарик?

Дети: Зеленого.

Воспитатель: А почему?

Дети: Потому что после зимы идет весна.

Воспитатель: Посмотрите, на экране появилась картинка весны (слайд 10). Какого цвета больше на картине?

Дети: Белого.

Воспитатель: А почему мы тогда взяли все-таки зеленый, а не белый шарик?

Дети: Потому, что на картинке изображены белые цветущие деревья.

Воспитатель: А когда цветут деревья?

Дети: Весной.

Воспитатель: Назовите мне сыновей весны?

Дети: Март, апрель, май (слайд 11).

Воспитатель: Ребята, смотрите, у нас появился опять волшебный клубок! Из какого он времени года?

Дети: Из весны.

Воспитатель: А давайте научим его играть в нашу знакомую игру « Продолжи предложение»

Весной на деревьях появляются…(почки),

Весной появляются первые…(цветы),

Начинает расти зеленая…(трава),

Птицы начинают вить…(гнезда),

Воспитатель: А как называются птицы, которые прилетают из теплых краев?

Дети: Перелетные.

Воспитатель: Назовите перелетных птиц?

Дети: Иволга, ласточка, жаворонок, зяблик, кукушка, скворец, трясогузка, соловей.

Воспитатель: А кроме перелетных птиц - есть еще и…?

Дети: Зимующие.

Воспитатель: Назовите зимующих птиц?

Дети: Синица, снегирь, клест, дятел.

Воспитатель: А каких птиц можно поселить в наш весенний сад?

Дети: Перелетных.

Воспитатель: Я предлагаю подойти к весенней полянке, выбрать одну из птиц и посадить на дерево.

Воспитатель: Как можно назвать, одним словом этих птиц?
Дети: Перелетные.
Воспитатель: Послушайте, как красиво поют птицы.

Воспитатель: Обратите внимание, у меня остался последний воздушный шарик. Какого он цвета?

Дети: Красного.

Воспитатель: Правильно, а к какому времени года он подходит больше всего?

Дети: К лету.

Воспитатель: Почему вы так думает?

Дети: Летом светит красное солнышко, жарко, цветут яркие цветы, загорелые лица детей.
Воспитатель: Правильно мы попали в гости к лету! (слайд12).А какие летние месяцы вы знаете?

Дети: Июнь, июль, август (слайд 1)

Воспитатель: Ребята, а вот и летняя полянка нас встречает! Ой, среди цветов спрятался волшебный клубок. Давайте с ним поиграем?

Дети: Да

Воспитатель: Назови самое жаркое время года?

Назови летний месяц?

Какие еще летние месяцы ты знаешь?

В какое время года можно купаться в реке?

Как ты думаешь, каким природным явлением лето выражает радость?

Как ты думаешь, каким природным явлением лето выражает печаль?

Можно ли летом играть в снежки?

Можно ли летом ходить без головного убора? Почему?

Ответы детей.

Воспитатель: На экране появляется воздушный замок, путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться в детский сад. Для этого нам нужно произнести волшебные слова

Реснички опускаются – глазки закрываются,

Реснички открываются – садик появляется.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Круглый год и его дочери очень рады, что у них побывали такие знатоки. Они с нами прощаются и ждут нас в гости каждый в свое время.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста:

Чему вы сегодня научились?

Что нового узнали?

Что тебе удалось больше всего?

Что было самым тяжелым (веселым, интересным)?

Кого можно похвалить?

Что не хотелось делать и почему?

Воспитатель: Ребята, посмотрите на столе лежат картинки достижений.

Солнышко – я старался, все получилось.

Солнышко с тучкой – я старался, но не все получилось.

Каждый из вас выберет ту картинку, которая подходит для него. Поднимите ее вверх.

Воспитатель: Вы сегодня все очень старались, и я дарю вам эти солнышки.

Чтобы солнце всем сияло,

Чтобы горя не бывало,

Все мы за руки возьмемся

И друзьям мы улыбнемся.


Светлана Юрьевна Шапкина
Открытое занятие «Времена года»

Педагогические задачи :

1. Учить детей различать признаки времен года .

2. Помочь детям познать последовательность жизненных процессов в природе и те закономернные изменения, которые в ней происходят.

3. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года , разнообразие сезонных явлений.

"Времена года " (чтение стихотворения)

Придумала мать дочерям имена

Вот лето и Осень. зима и Весна

Приходит Весна - зеленеют леса

А лето пришло - все под солнцем цветет

И спелые ягоды просятся в рот.

Нам щедрая осень приносит плоды -

Дают урожай поля и сады.

Зима засыпает снегами поля

Зимой отдыхает и дремлет земля.

Стук в дверь

Посылка от тётушка Совы

(Рассматривание содержимого посылки, чтение письма, просмотр диска "Времена года ")

Воспитатель : Ребята, как хорошо что тётушка Сова прислала нам этот материал.

А сейчас можно провести викторину на тему "Времена года ". давайте отвечать на вопросы. Выигрывает тот кто больше всех отгадает загадок, ответить на вопрос и наберёт себе больше фишек.

Наша викторина начинается

Скажите. сколько месяцев в году?

Охарактеризуйте каждое время года

Сколько длится каждое время года ?

Назовите зимние месяцы

Весна - весенние,

Лето - летние,

Осень - осенние.

Перечислите название всех месяцев.

Как происходит смена времен года ?

Сколько месяцев в году?

Что такое солнце?

А теперь отгадайте загадки

1. Тает снежок

Ожил лужок

День прибывает

Когда это бывает? (весна)

2. Солнце песет

Липа цветет

Рожь поспевает

Когда это бывает? (лето)

3. Утром мы во двор идем -

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят. (осень)

4. Что бы не промокла

Не раскисла от воды

Превратил он лужи в стекла

сделал снежными сады (мороз, зима)

5. Дел у меня не мало -

Я белым одеялом всю землю укрываю

В лед реки укрываю

Белю поля, дома

Зовут меня (зима)

6. Я раскрываю почки

В зеленые листочки

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения волна

Зовут меня (весна)

7. Я соткано из зноя

несу тепло с собою,

Я реки согреваю

"Купайтесь!" - приглашаю

И любите за это

вы се меня. Я - (лето)

8. Несу я урожай

Поля вновь засеваю

Птиц к югу отправляю,

деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен

И елочек. Я - (осень)

А в старину эти месяцы назывались

Сентябрь - золотой,

Октябрь - листопад,

Ноябрь - чернотоп,

Декабрь - хмурень,

Январь - лютень,

Февраль - снеговит,

Март - капельник,

Апрель - месяц живой воды,

Май - цветень,

Июнь - хлеборост,

Июль - страдник,

Август - жнивень.

Игра "Когда это бывает?"

Снег идет? Когда это бывает?

Листья опадают.

Купаются.

Травка зеленеет.

Что в природе бывает

Что у нас под голубыми небесами?

Физминутка.

Ветер дует нам в лицо.

Подведем итоги.

ребята. посмотрите, сколько разноцветных шариков нам прислала тётушка Сова. А теперь я понимаю, что каждый шарик соответствует времени года .

красный - лето

Желтый - осень

синий - зима

Зеленый - весна пробуждение природы.

А какое время года любите вы ?

А сейчас пора подводить итоги.

Но наши дети прочитают стихотворения о временах года

А вы гости дорогие угадайте.

На полянке у тропинки

Пробиваются травинки

С бугорка ручей бежит,

А под елкой снег лежит.

И светла и широка

Наша тихая река.

Побежали купаться

С рыбками плескаться.

вянет и желтеет

Травка на лугах

Только зеленеет

Озимь на полях

Туча небо кроет,

Солнце не блестит

Ветер в поле воет

Дождик моросит

Под голубыми небесами

Великолепными коврами

Блестя на солнце

Снег лежит.

Прозрачный лес один чернеет

И ель сквозь иней зеленеет

И речка подо льдом блестит.

Ребята, вы сегодня просто молодцы!

И за это вам всем вручаются золотые медали!

Мы сегодня, о чем с вами говорили?

Что вам понравилось?

Издавна люди заметили. что четыре равных промежутка времени со своими особенностями следуют один за другим. И Так повторяется из года в год . Начало года приходится на зиму - именно среди сугробов и стужи мы встречаем Новый год. За зимой приходит весна. Потом следует лето. За летом наступает очередь осени. А потом снова приходит зима. И все начинается сначала.

Разделы: Работа с дошкольниками

Цель: Закрепить представление о характерных признаках, особенностях разных времён года; развивать мышление, фантазию при составлении предложений. Активировать в речи детей употребление сложных предложений, прилагательных (подбором определений); закрепить описывать предмет по его основным признакам; учить понимать смысл пословиц, поговорок, примет; упражнять в регулировании темпа речи и силы голоса, выделение звука в слове; учить придумывать предложения с предлогами и передавать голосом чувства радости, удивления, огорчения. Воспитывать любовь к природе, поддерживать чистоту в экологической среде.

Материал к занятию: иллюстрации времён года, план-схема к д/игре “Ящик ощущений”, кормушка для птиц, силуэты птиц, корм для птиц (пшено, овёс, хлебные крошки), модели предложений, картинки с первоцветами, альбомные листы, карандаши цветные.

Предварительная работа: прогулка в парк, по улицам города, наблюдение за трудом взрослых. Изготовление кормушек, кормление птиц. Чтение стихов, рассказов, заучивание пословиц, поговорок, закличек, стихов. Работа с календарём природы, посадка огорода на окне. Рассматривание иллюстраций, рисование пейзажей. Аудиозапись П.И.Чайковский времена года”, голоса птиц, шум ветра.

Ход занятия

Дети входят в группу под песню В.Шаинского “Вместе весело шагать по просторам”

Воспитатель: В нашей группе дружат все дети, и взрослые. Мы умеем дружить друг с другом и подружим с нашими пальчиками.

Пальчиковая гимнастика.

Дружат в нашей группе девочки и мальчики,
Мы подружим с вами, маленькие пальчики.
1-2-3-4-5- начинаем мы считать,
1-2-3-4-5- мы закончили считать.

Воспитатель: Скоро вы пойдёте в школу и будите вспоминать наш детский сад, своих друзей, наши игры и занятия, праздники и прогулки. Мы сегодня поговорим с вами о нашей Сибирской природе. И отправимся в путешествие по временам года, вспомним, что мы знаем о них. С давних пор человек наблюдал за природой: собирал пословицы, поговорки, приметы. Сочинял стихи, придумывал загадки и передавал их от отца к сыну, от матери к дочери. Сберегали природу для нас с вами. Вот и получается, что мы поговорим о нашей Сибирской земле, о нашей Родине, как надо её беречь и охранять. Ведь только у нас в Сибири такая бывает осень, зима, лето и весна. В других областях, странах, всё по иному.

Воспитатель: Как вы думаете, в каком времени года мы находимся? Как вы узнали? Ответы детей.

Выставляется иллюстрация.

Воспитатель: ребята, расскажите, какое лето бывает у нас в Сибири?

Ответы детей: жаркое, зелёное, ясное, дождливое, солнечное, разноцветное, тёплое, долгожданное и т.д.

Воспитатель: чем вам лето нравится? А чем вы бываете не довольны летом?

Ответы детей.

Воспитатель: ребята, а какие вы знаете заклички о лете.

Ответы детей.

Дождик, дождик, пуще
Всходы будут гуще!
Радуга-дуга
Не давай дождя.
Давай солнышка
Выше брёвнышка!
Дождик, дождик, поливай –
Будет хлеба каравай!
Дождик, дождик,
Пожалей,
Хоть дороги не залей!

Воспитатель: Люди летом отдыхают на море, ездят в лес, ходят в походы. Что бы вы пожелали отдыхающим, чтоб осталось чисто после них на природе? Что можно делать и чего нельзя делать на природе? Разбейтесь на пары и договоритесь, какие плакаты вы разместили бы на природе? Зарисуйте свои предложения. Дети рисуют экологические знаки поведения в природе. Объяснят, что нарисовали и почему.

Звучит музыка И.П. Чайковского “Времена года”

Воспитатель: Как вы думаете какое время года приходит после жаркого лета?

Ответы детей. Осень.

Выставляется иллюстрация осени.

Воспитатель: расскажите какой бывает осень у нас в Сибири?

Ответы детей: золотой, дождливой, солнечной, грязной, урожайной, грибной, весёлой, листопадной и т.д.

Воспитатель: какие вы знаете пословицы и поговорки о осени, как вы их понимаете?

Ответы детей:

  • Осенью паутина – на ясную погоду.
  • Осень студит воду.
  • Сентябрь без плодов не бывает.
  • Осенью птицы летят низко – к холодной, высоко – к тёплой зиме.
  • Какова погода в ноябре, таков и май.

Воспитатель: Осень урожайная пора и мы с вами сейчас узнаем, чем она нас порадует.

Д/И “Ящик ощущений”

Составление описательного рассказа о предмете находящегося внутри ящика по плану схеме. Внутри ящика находятся натуральные овощи и фрукты. Воспитатель: чем вам нравится осень? Почему? Ответы детей. Воспитатель: ребята как мы помогаем природе осенью?

Ответы детей: собираем урожай, чистим газоны от мусора. Начинаем строить кормушки для зимующих птиц.

Звучит аудиозапись со звуками вьюги, ветра, голосов птиц.

Воспитатель: ребята, как вы думаете какое сейчас наступило время года? Почему?

Ответы детей: Зима, ветер завывает, мороз трещит и.т.д.

Выставляется иллюстрация о зиме.

Воспитатель: какой бывает зима у нас в Сибири?

Ответы детей: морозная, холодная, белая, снежная, ветреная, долгая, весёлая и т.д

Воспитатель: помогите досказать пословицу, я начну, а вы закончите её.

  • Декабрь год кончает, ... (зиму начинает)
  • Дым столбом к... (морозу)
  • Зимой солнце садится в облака... (к снегопаду)
  • У зимы с летом ладу... (нету)
  • Снег глубок – год... (хорош)
  • Зима не лето: в шубу... (одета)
  • Два друга – мороз да... (вьюга)

Воспитатель: чем вам нравится зима? Почему?

Д/И “Что мы делаем не скажем, а что делаем покажем”

  • Покажите чем вам нравится зима, чем можно заниматься зимой.
  • Чем вам не нравится зима?

Имитация движений рук, ног, мимика, жесты.

Воспитатель: молодцы! Хорошо всё изобразили, давайте подышим и произнесём зимние звуки.

Дыхательная гимнастика.

Заметает дорожки пороша ш-ш-ш- ш (руки внизу лёгкие махи руками из стороны в сторону)
Завьюжит вьюга: в-в-в (круговые движения рук)
Закружит метель у-у-у (дети кружатся и присаживаются)

Воспитатель: ребята как мы зимой помогаем зимующим птицам?

Д/И классификация птиц.

Разместите зимующих птиц на кормушке, назовите их.

Ответы детей: синица, воробей, голубь, сорока, ворона, дятел и т.д.

Воспитатель: чем мы кормим птиц?

Ответы детей: семечки, крошки, зёрна овса, пшена. Кормим птиц. Дети выбирают, корм для птиц.

Звучат аудиозапись со звуками капели, весёлым пением птиц, ручейка.

Воспитатель: прошла холодная зима и наступила...

Ответы детей: весна.

Выставляется иллюстрация.

Воспитатель: какая у нас в Сибири бывает весна?

Ответы детей: холодная, тёплая, пасмурная, солнечная, дождливая, журчащая, зелёная и т.д.

Воспитатель: назовите любое весеннее слово и звук, на который заканчивается слово.

Ответы детей: проталина (А), почка (а), ручей (Й), гололёд (Т), солнце (Э) и т.д.

Воспитатель: какие вы знаете пословицы и поговорки о весне, как их понимаете? Ответы детей: Весенний день целый год кормит.

  • Март – водой, апрель - с травой, а май - с цветами.
  • Всякое семя знает своё время.
  • Что посеешь, то и пожнёшь.
  • Майский мороз не выдавит слёз.

Придумайте предложения со словами: капель, ручей, весна, первоцвет. Выложите своё предложение схемой и прочитайте. Дети выполняют задание.

Воспитатель: Ребята, знаете ли вы охраняемые растения, первоцветы.

Ответы детей: мать-и-мачеха, медуница, жарок, баранчик, одуванчик обыкновенный и т.д.

Воспитатель: почему нельзя уничтожать эти растения, где их применяют?

Ответы детей: первоцветы лекарственные растения, можно использовать в пище, (суп, салат, варенье).

Воспитатель: Найдите эти растения на картинках и мы с вами сделаем свою красную книгу. Дети выполняют задание.

Воспитатель: послушайте стихотворение:

Берегите землю, берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ласточку, мелькающую в жите
Берегите землю! Берегите!

Воспитатель: наше путешествие закончилось. Вам скоро в школу идти. Учитесь видеть, чувствовать, наблюдать. Потому, что природа и родина неотъемлемы друг от друга. Даже слова похожи ПРИРОДА и РОДИНА. Давайте скажем вместе ласково и нежно: “Родина любимая, что мать родимая”.

Игра “Что понравилось на занятии”

Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает мяч, задаёт вопрос, ребёнок отвечает.

Цель. Формирование понятия о характерных признаках времён года, знакомство детей с месяцами года.

Задачи. Уточнить . Закрепить их знания о месяцах года через игровую деятельность.

В инсценировке участвуют 16 детей (4 времени года и 12 месяцев). Исполнители вместе с родителями готовят костюмы для данного занятия.

Используется реквизит: реальные или самодельные листики и цветы, образ солнышка, изготовленные снежинки и др.

Зал украшен элементами всех времён года в последовательности их наступления.

После завершения фрагмента, посвящённого определённому времени года, можно включить номера художественной самодеятельности (песни, танцы, игру на музыкальных инструментах и т.п.). В этом случае игровое занятие может быть расширено до праздничного мероприятия.

В занятии можно использовать музыку П.И. Чайковского из цикла “Времена года”, либо другие мелодии, посвящённые временам года.

В подвижных играх принимают участие все дети, присутствующие в зале.

Весна красна!

Звучит музыка. В зал входят трое детей в нарядных костюмах весенних месяцев. Они становятся с интервалами, берутся за руки и, продвигаясь вперёд, зазывают Весну.

Весенние Месяцы. Весна красна! Весна красна! Весна красна!

Вперёд выходит девочка в костюме Весны и обходит каждый Месяц по кругу. Потом, она возвращается в центр и становится впереди.

Весна. Стали дни светлее,

Ярче и длиннее, –

Дети, взявшись за руки, поднимая их вверх, приветствуют Весну.

Весенние Месяцы. Это Весна красна!

Весна. Солнышко лучится,

А зверькам не спится, –

Весенние Месяцы. Это Весна красна!

Весна. Лопаются почки,

Вырастут листочки, –

Весенние Месяцы. Это Весна красна!

Весна. Птицы прилетают,

Гнёздышки свивают, –

Весенние Месяцы. Это Весна красна!

Весна. Мячики, скакалки,

Игры и считалки, –

Месяцы идут по кругу вокруг Весны и повторяют:

Весенние Месяцы. Это Весна красна! Это Весна красна! Это Весна красна!

Затем Весенние Месяцы и Весна уходят, уступая место педагогу.

Педагог задаёт вопросы детям, сидящим в зале, о признаках и приметах весны. Они отвечают.

Исполняется хореографический номер, посвящённый этому времени года.

Подвижная игра “Гнёздышко”

Дети садятся в круг, взявшись за руки. Это гнёздышко. Внутри сидит Птичка, которая выбирается по считалке:

Над землёю солнце встало

И лучами заиграло.

Будет солнышко сиять,

Будешь птичкой ты летать.

Снаружи “летает” другая Птичка (ведущая), избранная по той же считалке, и подаёт команду: “Птичка вылетает!”. При этом гнездо “рассыпается”, первая Птичка “вылетает” из гнезда, вместе с ней все дети “летают” как птицы. Ведущий командует: “В гнездо!”. Дети опять приседают и берутся за руки, изображая гнёздышко. Кто не успел присесть, становится ведущим.

Золотое Лето

Звучит музыка. В зал входят трое детей в нарядных костюмах Летних Месяцев. Они становятся с интервалами, берутся за руки и, продвигаясь вперёд, зазывают Лето.

Летние Месяцы. Золотое Лето! Золотое Лето! Золотое Лето!

Выходит ребёнок в костюме, представляющем Лето. В руках у него букет полевых цветов. Он дарит эти цветы зрителям. После Лето произносит свои реплики, обыгрывая их соответствующими движе ниями.

Лето. Жаркая погода,

Вся в цветах природа, –

Месяцы держат руки на поясе и, приседая, поворачиваясь то влево, то вправо, говорят свои реплики.

Летние Месяцы. Это Лето, золотое Лето!

Лето. Тёплая водица,

Дома не сидится, –

Летние Месяцы. Это Лето, золотое Лето!

Лето. Бабочки танцуют,

Дети их рисуют, –

Летние Месяцы. Это Лето, золотое Лето!

Лето. Мы в походе нашем

Варим щи и кашу, –

Летние Месяцы. Это Лето, золотое Лето!

Лето. Ягодки поспели,

Вкусно люди ели, –

Дети становятся вокруг Лета, делают проходку по кругу, произнося слова:

Летние Месяцы. Это Лето, золотое Лето! Это Лето, золотое Лето! Это Лето, золотое Лето!

Педагог спрашивает у детей, сидящих в зале, что они запомнили про лето. Дети отвечают.

Педагог задаёт вопросы о том, любят ли дети тёплый летний дождь, нравится ли им бегать по лужам? Дети отвечают.

Звучит песня “Дождик” – сл. Зинаиды Александровой, муз. Александры Даньшовой.

Исполняется хореографическая композиция “Летний дождь” .

Подвижная игра “Бабочка и цветы”

Все дети становятся по кругу, они изображают Цветы. Можно проговорить названия цветов. По первой считалке выбирается Бабочка:

Лето, солнышко, цветы,

Поиграй со мною ты.

Я, дружочек, не шучу,

Поднимусь и улечу!

По второй считалке выбирается Мальчик с сачком, который ловит Бабочку:

День сегодня интересный,

У меня сачок чудесный.

Буду тихо я шагать,

Чтобы бабочку поймать.

По команде водящего Бабочка убегает от Мальчика, выбирает любой Цветок, чтобы отдохнуть, становится позади Цветка. Тогда Цветок превращается в Бабочку и убегает от Мальчика с сачком. Игра завершается, когда Мальчик ловит Бабочку.

Осень

Педагог, обращаясь к детям, задаёт вопрос: “Что вы знаете про осень?”. Дети отвечают.

Звучит музыка. В зал входят трое детей в костюмах осенних месяцев и Осень.

Сентябрь. Спит в природе лето,

Значит осень это, –

Осень. Это осень.

Сентябрь. Выросли в лесочке

С шапочкой грибочки, –

Осень. Это осень.

Октябрь. Дождик вдруг закапал,

Долго-долго плакал, –

Осень. Это осень.

Октябрь. Листики резные,

Все они цветные, –

Осень. Это осень.

Ноябрь. Ветер часто дует,

С листьями танцует, –

Осень. Это осень.

Ноябрь. Машут “До свиданья!”

Птицы на прощанье, –

Осень. Это осень.

Осенние Месяцы. Праздник урожая,

Труд мы прославляем,

Осень. Это осень.

Осенние Месяцы. Это Осень! Это Осень! Золотая Осень!

Осень угощает своих братьев – Месяцев плодами.

Исполняется хореографическая композиция, посвящённая осени.

Подвижная игра “Солнышко и туча”

Дети берутся за руки и становятся в хоровод. Педагог говорит детям: “Осенью солнышко приходит к нам в гости не каждый день, будьте внимательны! Внезапно может появиться тучка”.

Дети идут по кругу, педагог говорит слова:

– Снова утренней порой

Встало солнце над горой.

Заискрилось, а потом

Осветило каждый дом.

Внезапно звучит команда “Тучка плывёт, дождик пойдёт!”. Дети находят место, куда можно спрятаться. Если в зале присутствуют родители, они могут исполнять роль “домиков” или “зонтиков”, куда прячутся их дети.

Игра повторяется 2-3 раза.

У игры может быть другой вариант. Участники делятся на две команды: “Дети” и “Домики”. Каждый член первой команды запоминает свой “домик”. “Дети” собираются в свой круг, “Домики” – свой. По команде педагога оба круга начинают движение.

Когда звучит команда “Тучка плывёт, дождик пойдёт!”, дети круга “Домиков” разбегаются в разные стороны. Члены команды “Дети” должны найти свои “домики”.

Зимушка-зима

Звучит музыка. В зал входят трое детей в костюмах зимних месяцев и Зима.

Звучит песня “Осторожный снег” — сл. Владимира Степанова, муз. Александры Даньшовой.

Исполняется “Танец снежинок” .

Братья-Месяцы изображают тройку лошадей. Через их плечи перекинуты цветные ленты (поводья), которые держит в своих руках Зима. Слышится звон колокольчиков. Импровизированная тройка проезжает по кругу и останавливается. Зима выходит в центр, братья – рядом с ней становятся в одну линию.

Зима. Спит в снегу природа,

Замерзают воды, –

Декабрь. Это Зимушка-зима.

Зима. Рано сядет солнце,

Глянет ночь в оконце, –

Январь. Это Зимушка-зима.

Зима. Кружатся снежинки –

Крошечные льдинки, –

Февраль. Это Зимушка-зима.

Зима. Звери в тёплых норках,

Дети мчатся с горки, –

Декабрь. Это Зимушка-зима.

Зима. Новый Год встречаем,

Песни распеваем, –

Зимние Месяцы. Это Зимушка-зима! Это Зимушка-зима! Это Зимушка-зима!

Подвижная игра “Зимние забавы”

По команде ведущего “Лыжи!” дети изображают лыжников. По команде “Коньки” они изображают катание на коньках. По команде “Санки” дети становятся парами. Ребёнок, стоящий впереди, изображает санки, а ребёнок, стоящий сзади, изображает катающегося на этих санках. При этом второй ребёнок держит первого за руки, они бегут друг за другом. Потом дети меняются местами. По команде “Снежки” дети изображают игру в снежки. По команде “Снеговик!” изображают создание снеговика. Команды могут повторяться.

Хоровод Месяцев

Педагог предлагает детям назвать признаки и приметы всех времён года и повторить очерёдность наступления 12-ти месяцев. После этого приглашает всех детей-Месяцев встать в хоровод. Каждый Месяц держит в руках табличку со своим порядковым номером месяца в году. Остальным детям, присутствующим в зале, раздаются карточки с числами от 1 до 12-ти. На определённое количество детей может быть использовано несколько комплектов цифр, чтобы каждый принял участие в игре, например, на 60 детей необходимо иметь 5 числовых комплектов.

Игра “Времена года”

Под музыку дети танцуют. Как только звучит команда какого-то времени года, в круг собираются Месяцы указанной поры, а также дети, у которых на карточках стоят числа этих месяцев.

Команды дают дети в костюмах времён года. Например, звучит команда “Зима!”. Вокруг Зимы собираются Декабрь, Январь, Февраль, а также дети с карточками, на которых изображены числа 1, 2, 12.

Игра повторяется несколько раз. В конце звучит команда “Год!”. Выстраивается хоровод или несколько хороводов в зависимости от количества участников игры, в каждом из которых представлено 12 месяцев. Если, например, использовались 5 комплектов чисел, то и хороводов будет 5.

В завершение занятия можно использовать праздничные спецэффекты по усмотрению организаторов.

Ведущий благодарит всех за активное участие в мероприятии.

Листопадова Г.В., Даньшова Г.Я.

ГБОУ «Гимназия Назрановского района» с.п. Али-юрт

Методическое объединение учителей начальных классов

Открытый урок

По познаю миру

На тему:

«Времена года»

ГПП 3

Учитель: Тумгоева А.Б.

2015-2016 уч.г.

Открытый урок

Предмет: Познаю мир

Тема: « Времена года»
Цели:
1.Расширить и уточнить представления детей о временах года, формировать умения наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи в природе;
2.Развивать наблюдательность и внимание детей, умение анализировать, делать выводы; активизировать словарный запас;
3.Воспитывать любовь к природе.

Оборудование: карточки, иллюстрации времен года.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (под музыка)

Звонок прозвенел и напомнил опять,

Что время нельзя нам напрасно терять.

Кто временем нашим привык дорожить,

Тому будет легче победу добыть.

Ребята, сегодня у нас необычный урок познания мира. К нам в гости пришли учителя. Удивим гостей знаниями и дисциплиной.

Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!

2.Определение темы урока (5 мин)

II. Наблюдения за погодой.

Скажите, какое сейчас время года? (весна)

Какой месяц? (апрель)

Какое сегодня число? (29)

Какой день недели? (пятница)

Посмотрите в окно, обратите внимание на небо. Какое состояние неба?

Посмотрите на деревья, есть ли на улице ветер?

Опишите мне погоду на улице?

Почему каждому человеку необходимо знать погоду?

IV. Работа над новым материалом

Подведение к теме урока.

Сегодня к нам на урок пришел Лесовичок. Он предлагает отгадать загадку, чтобы вы узнали, о чем будете сегодня говорить. Смотрите и слушайте внимательно.

Загадка про времена года:

В саду царском стоит дерево райское

На одном боку цветы расцветают,

На другом боку-плоды созревают,

На третьем-листы опадают,

А на четвертом-снег да вьюга гуляет!

Сообщение темы и цели урока.

О чем мы с вами поговорим сегодня?(о временах года)

Итак, сегодня мы отправляемся в путешествие по временам года. Узнаем много интересного, и повторим все, что знаем.

(принести рисунок с временем года)

В путешествие отправимся вместе с Лесовичком. Путь наш лежит через волшебный лес «Лес времен года». Перед путешествием лесовичок предлагает нам размяться.

- Задание 1: Предлагаю поиграть всем вместе в игру « Собери пазлы». Перед вами волшебный конверт,откройте его. Соберите картинку и дайте название ей. (собрать картинку « Зима» и т.д)

Что у вас получилось? Дайте название картинке. (зима, осень, весна, лето)

(Дежурный собирает пазлы в конверт)

Молодцы вы все справились с этим заданием.

Ребята оглянитесь вокруг, вы видите что к нам на урок пришли гости. Эти гости приготовили для нас песенки, ваше задание узнать кто это. Для этого вам нужно внимательно слушать песню.

Выход первой гостьи!

Песня «кабы не было зимы»

К кому же в гости мы попали, в какое время года? (зима)

Назовите мне признаки зимы?

(Евлоева Хади)

ЗИМУШКА-ЗИМА
Татьяна Бокова

В ледяной карете мчится
Зимушка-зима,
Ветер крыльями стучится
В сонные дома.
Расцветают скверы, парки
Снежной белизной.
И мороз возводит арки
Над тропой лесной.

(Евлоев Рахим)

САНКИ
Семен Островский

Съезжают санки сами вниз,
Но есть у них один каприз.
Чтоб с горки мчались сани,
Мы вверх их тащим сами.

(Нальгиева Амина)

ЗРЯ СЛЕЗ НЕ ТРАЧУ
Семен Островский

Я Зима. Люблю мороз.
Довожу людей до слёз.
А сама их зря не трачу.
Уходя, однако, плачу.

Побывали в гостях у зимы, продолжаем путь…

К нам на очереди следующая гостья, а вы послушав ее должны узнать какое это время года?

К кому же в гости мы попали, в какое время года? (весна)

По каким приметам вы узнали это время года?

Назовите мне признаки зимы?

(Нальгиев Ислам)

Апрель

Сергей Козлов

Ах, капель, капель, капель,
Золотая карусель!
К нам в кораблике бумажном
По ручью приплыл Апрель!

(Нальгиева Ясмина)

Круглый год. Май

Самуил Маршак

Распустился ландыш в мае
В самый праздник – в первый день.
Май цветами провожая
Распускается сирень.

Следующая гостья прошу (Лето)

К кому же в гости мы попали, в какое время года? (лето)

По каким приметам вы узнали это время года?

Назовите мне признаки зимы?

(Албогачиев Бекхан)

Г. Лагздынь

Все вокруг зазеленело,
Заалело, засинело!
Вот и лето!
Вот и лето!
С морем теплым,
С ярким светом.

(Богатырева Разия)

*** С. Маршак «Круглый год. Июнь»

Пришел июнь.
"Июнь! Июнь!" -
В саду щебечут птицы.
На одуванчик только дунь -
И весь он разлетится.

(Дакиев Ибрагим)

С. Маршак «Круглый год. Август»

Собираем в августе
Урожай плодов.
Много людям радости
После всех трудов.

Солнце над просторными
Нивами стоит.
И подсолнух зернами
Черными
Набит.

К кому же в гости мы попали, в какое время года?

По каким приметам вы узнали это время года?

Кто знает стихотворение про осень?

(Оздоев Муслим)

Доктор Осень

На колючках у ежат

Два горчичника лежат.

Значит, их поставил кто-то,

Только где он, этот доктор?

Лес вздохнул

И листья сбросил...

Догадался! Это Осень!

Е. Григорьева

(Дошоклоева Пятимат)

Ходит-бродит осень

По лесным тропинкам ходит-бродит осень.

Сколько свежих шишек у зеленых сосен!

И листок березы золотистой пчелкой

Вьется и летает над зеленой елкой.

Е. Трутнева

(Евлоев Ахмед)

Осень

Все тучи, тучи. Дождик.

Холодный, словно лед,

Колючий, словно ежик,

По осени бредет.

Вы все большие молодцы.

А теперь я предлагаю вам немного размяться и станцевать танец « осень пришла»

Молодцы присаживайтесь.

Осень, зима, весна, лето - это времена года. В каждое время года происходит много изменений в живой и неживой природе.

Почему меняются времена года? (потому что земля двигается вокруг солнца)

VI. Закрепление

У каждой группы на столе лежит листок, клей и наглядный материал характеризующее определенное время года.

1 группе нужно сделать аппликацию с временем года «Зима»

2 группе нужно сделать аппликацию с временем года «Весна»

3 группе нужно сделать аппликацию с временем года «Лето»

4 группе нужно сделать аппликацию с временем года «осень»

5 группе самое сложное задание вам нужно сделать аппликацию состоящею из 4 времен года зима, весна, лето, осень (общую).

Выставка работ

Молодцы.

Наш урок подходит к концу и я хочу чтоб вы его завершили на позитивной нотке. Спев песню «Светит солнышко для всех».

VII. Рефлексия.

Что нового вы узнали на уроке?

О чем сегодня говорили?

Что вам особенно запомнилось?

Самооценка.

Дерево настроения.

Спасибо всем. Урок окончен.