Любовь - важнейшая составляющая нашей жизни. Нет такого поэта, писателя, музыканта, который не выспевал бы это удивительное чувство. Каждый сталкивается с любовью ежедневно, будь она братской, материнской, к супругу или к другу. Однако, все люди воспринимают слово "любовь" по-своему. Кто-то связывает его с болью, страданиями, ревностью, а кто-то - с радостью, легкостью: будто душа поёт и хочется летать.. Сколько людей, столько и мнений, поэтому точное определение любви дать невозможно. Например, в рассказе "Гранатовый браслет" любовь, по мнению А.И.Куприна, должна основываться на возвышенных чувствах, на взаимном уважении и честности. Такой является любовь Желткова к Вере Николаевне. Мелкий чиновник-мечтатель влюбился в светскую даму. Влюбился тайно, и, как следствие, безответно. Его письма не воспринимает всерьез Вера, подаренный браслет вызвал бурю негодования. А между тем напоминания об этих письмах и подарке поддерживают в душе Желткова надежду, уменьшают страдания любви. Он испытывал к Вере такую страстную, испепеляющую любовь, которую готов был унести с собой в могилу. Чиновник благодарен той, которая вызвала сие прекрасное чувство, возвысила его над этим суетным миром. Желтков боготворит свою возлюбленную, о чем свидетельствуют строка из его последнего письма: "Да святится имя Твоё". Однако я негативно отношусь к самоубийству Желткова из-за безответной любви. Я думаю, что самопожертвование - это часть любви. сс момент опасности. И совсем другое - суицид от неразделенного чувства. К этому нужно относиться как к болезни, проблемам с психикой. В моем представлении любовь схожа с описанием Куприна: любить - это отдавать, ничего не прося взамен, забыть о собственном "я", дорожить каждой минутой, проведенной вместе, принести себя в жертву ради жизни возлюбленного. Недаром, в переводе с одного из восточных языков фраза, "Я люблю тебя" означает "Я возьму твою боль на себя". Многие доказывают любовь безрассудными поступками. Наверное, каждый второй произносил эти слова: "Я готов на все ради тебя". Признаю, я бы тоже не отказалась от усыпанной цветами земли под окнами своего дома. Но я никогда не смогу сказать человеку: "Умри за меня". Я просто не имею на это права, ведь любая жизнь бесценна. В итоге мне хочется дать ответ на вопрос, о какой же любви мечтает каждый. По- моему, любовь должна быть взаимной. Тогда в отношениях будут и взаимопонимание, и альтруизм, и погибших от безответного чувства будет меньше.

Любовь как порок и как высшая духовная ценность в русской прозе 20 в. (по произведениям А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна)

Тема любви в произведениях писателей рубежа 19-20 веков особенна – зачастую она окрашена в пессимистические, даже трагические тона. Чехов, Бунин, Куприн – все они испытывают тоску по настоящей, сильной, искренней любви, однако не видят ее вокруг себя. По мнению этих художников слова, современные им люди разучились любить, они эгоистичны и корыстны, душа их черства, а сердце холодно. Но потребность любить заложена в человеке от природы. Именно поэтому почти все герои Чехова, Бунина, Куприна несчастны: они стремятся к любви, но не могут ее постичь. Однако эти писатели убеждены, что любовь – самое яркое и счастливое, что может быть в жизни каждого человека. И в своих произведениях они показывают примеры такой любви. С огромной силой меня поразили рассказ А.П. Чехова «О любви» и рассказ И.А. Бунина «Кавказ». Они о разном и, в то же время, об одном и том же, В рассказе Чехова говорится о том, что люди, не решаясь изменить свою жизнь, навсегда остаются несчастными, упускают свою любовь. Помещик Алехин рассказывает историю. Он был влюблен в замужнюю женщину – Анну Алексеевну. Эта воспитанная, умная, начитанная дама была женой посредственного, серого человека, которого, по сути, и не любила. Что держало ее рядом с ним? Привычка, страх перемен, страх серьезного поступка? Хотя симпатию и родство душ с Алехиным героиня начала испытывать почти сразу. Но выбрала рутинную жизнь. Со временем у нее появляются двое детей, и она продолжает жить с нелюбимым человеком. Герои даже не говорили о своем чувстве. Зачем? Ведь все равно они не решились бы что-то поменять. И только отъезд любимой заставляет Алехина признаться ей: «Когда тут, в купе, взгляды наши встретились, душевные силы оставили нас обоих, я обнял ее, она прижалась лицом к моей груди, и слезы потекли из глаз; целуя ее лицо, плечи, руки, мокрые от слез, - о, как мы были с ней несчастны! - я признался ей в своей любви, и со жгучей болью в сердце я понял, как ненужно, мелко и как обманчиво было всё то, что нам мешало любить». Но было уже поздно – герой потерял свое счастье навсегда. Рассказ же Бунина «Кавказ» показывает обратную ситуацию. Героиня и герой решились убежать от мужа героини. Они сбежали на Кавказ, где провели, может быть, лучшие дни в своей жизни, лучшие дни своего романа. Кавказский пейзаж резко контрастировал с холодной, серой, унылой Москвой. Как контрастировало и душевное состояние героев. Здесь они были вместе, на фоне этого солнечного, яркого, экзотического пейзажа: «Когда жар спадал и мы открывали окно, часть моря, видная из него между кипарисов, стоявших на скате под нами, имела цвет фиалки и лежала так ровно, мирно, что, казалось, никогда не будет конца этому покою, этой красоте». Эти совместные мгновения становились еще дороже от того, что скоро нужно было возвращаться в Москву, к привычной и постылой жизни. Казалось бы, этот рассказ про двух любящих людей. Но финальные строки произведения все переворачивают, все меняют. Мы понимаем, что главный герой «Кавказа» - тот человек, который любил героиню, и про которого упоминалось лишь вскользь. Этому человеку отданы лишь финальные строки рассказа: «Возвратясь в свой номер, он лег на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов». Вот для кого любовь была настоящим наваждением, вот чьи чувства передавал знойный кавказский пейзаж! Я думаю, навязчивое чувство этого человека схоже с навязчивой кавказской жарой, которая мутит рассудок, заставляет человека бредить. О величайшей потребности любить рассказывает нам и Куприн. Его герой Желтков («Гранатовый браслет») – то счастливчик, которому было подарено умение любить. Этот человек испытывает великое чувство к замужней женщине, стоящей выше его по социальному положению. Никогда Желтков не сможет соединиться с ней, однако это для него не главное. Этот человек счастлив тем, что видит Веру Николаевну, дышит с ней одним воздухом, иногда может слышать ее голос. Ради своей любви, из-за нее Желтков уходит из жизни, в последний миг обожествляя свою любимую: «Да святится имя твое». Герои Бунина любят немного по-другому. Их чувство – это яркая вспышка, любовь- страсть, которая непременно проходит, иногда сменяясь трагедией («Темные аллеи», «Холодная осень», «Кавказ» и др.). Любовь, по Бунину, часто разрушает, калечит, убивает. Но все же - это самое великое, самое высокое и божественное, что доступно человеку на этой земле. В этом с Буниным солидарны и Чехов, и Куприн. Любовь – божественный дар, за которой нужно быть благодарным всевышнему. Без этого чувства жизнь пуста и никчемна. И пусть иногда любовь выглядит как порок, разрушающий, испепеляющий, уничтожающий. Однако поистине несчастны те, кто не способен испытать этого порочного и, одновременно, божественного чувства.


Очень давно был остров, на котором жили все Чувства и духовные ценности людей: Радость, Грусть, Познание и другие. Вместе с ними жила и Любовь.

Однажды Чувства заметили, что остров погружается в океан и скоро затонет. Все сели в свои корабли и покинули остров. Любовь не спешила и ждала до последней минуты. И только, когда она увидела, что на спасение острова нет надежды, и он почти весь ушел под воду, она стала звать на помощь.

Мимо проплыл роскошный корабль Богатства . Любовь просила взять ее на корабль, но Богатство сказало, что на его корабле много драгоценностей, золота и серебра и для Любви места нет.

Любовь обратилась к Гордости , корабль которой проплывал мимо… Но в ответ Любовь услышала, что ее присутствие нарушит порядок и совершенство на корабле Гордости.

С мольбой о помощи Любовь обратилась к Грусти . «О, Любовь, - ответила Грусть,- мне так грустно, что я должна оставаться в одиночестве».

Мимо острова проплыла Радость , но она была так занята весельем, что даже не услышала мольбу Любви.

Вдруг Любовь услышала голос: «Иди сюда Любовь, я возьму тебя с собой». Любовь увидела седого старца, и она была так счастлива, что даже забыла спросить имя его. И когда они достигли Земли, Любовь осталась, а старец поплыл дальше. И только когда лодка старца скрылась, Любовь спохватилась…. ведь она даже не поблагодарила старца.

Любовь обратилась к Познанию :

«Познание, скажи мне, кто спас меня?».«Это было Время », - ответило Познание.

«Время?» - удивилась Любовь - Отчего Оно мне помогло?»

Познание ответило: «Только Время понимает и знает, как важна в жизни Любовь»
Иногда понимаешь, что это человек Ангел лишь тогда, когда он поворачивается к тебе спиной и уходит, а ты смотришь ему в след и видишь на его спине крылья…

Притча «Остров чувств» в стихах разных авторов

На далеком острове, Острове всех Чувств,
Жили чувства разные: Гордость, Радость, Грусть,
Познание, Богатство, юная Любовь
Жили не тужили, под кронами дубов.
Но однажды к вечеру остров стал тонуть
Чувства мигом к берегу, по кораблям и в путь,
Лишь Любовь беспечная, всё ей нипочём,
Сидит себе красуется красивеньким бельём.
Лишь когда увидела, что несдобровать,
Стала сразу громко всех на помощь звать.
Богатство ей ответило - много, мол, монет,
Золота и платины, места просто нет,
Гордость лишь презрительно заявила, что
Рушат посторонние совершенства строй.
Грусть же загрустила, что этою порой,
Ей грустить по должности нужно лишь одной,

Радость вся в веселье, шум стоит и звон,
Просто не заметила Любви подруги стон.
Вдруг Любовь услышала: "Иди, тебя возьму",
Глядь, старец на лодочке весь в пелене, в дыму…
Скоро иль не скоро достигли бережка,
Поплыл старец дальше, лишь сказав: "Пока",
Тут Любовь опомнилась и к Познанью враз:
"Скажи сестрица милая, кто же меня спас?".
"Это было Время!" - Познание в ответ, -
"Нужно тебе помнить мой такой совет.
Только Время знает и подтверждает вновь,
Как важна на свете ты сестра - Любовь!"

Иногда понятно, что Ангел пред тобой,
Когда повернётся он к к тебе спиной,
И с восторгом смотришь - только был и нет,
Лишь мерцает в воздухе его крыльев след...



Там, где небо и море касались друг друга,
В нежный колер мешая лазурь с бирюзой,
Островок небольшой омывали упруго
Волн морских языки. Там песок золотой,
Дивных птиц пересвист и цветов изобилье.
Жили Чувства людские на острове том.
И, скорее всего, жили б там и поныне,
Но в пучину морскую он был погружён.

В страшный день катастрофы все Чувства поспешно
Загружались на лодки и плыли долой.
А копуша-Любовь опоздала, конечно,
Опустевший причал заливало водой.
Видит – в лодке Богатство считает поклажу,
Что горой громоздилась, мешая грести.
Крик услышав Любви, не ответило даже:
В лодке места для той всё равно не найти.

Мимо Гордость плыла в направлении суши,
Но на просьбу Любви снова слышен отказ:
Весь порядок и чин будет гостьей нарушен,
Может позже когда, но, увы, не сейчас…
Дальше лодка с Печалью, но та лишь взглянула
И промолвила тихо: «Люблю быть одна!»
А у Радости – праздник, от шума и гула
Не услышала просьбу подруги она.

Вдруг увидела лодку, в ней старец уставший,
Лик в морщинах, седой… приглашает на борт.
Он, достигнув Земли, сам отправился дальше,
Не закончился видно у старца поход.

Как зовут не спросила! Мне нет оправданья, –
Спохватилась Любовь, – Он помог мне один!

Это Время! – услышала голос Познанья, –
Ценность Чувств узнаётся в общении с ним.
Время, будто река, золотые крупицы,
Вымывает из жизни. Тебя, например.
И подобных тебе. Мало вас, единицы,
И на ценность влияет не цвет и размер.

Время ценит и ставит всех в правильном ранге.
С виду – просто прохожий, окажется – нет,
Повернётся спиной – крылья сложены… ангел!
И глядим с восхищеньем… но только вослед.



В бескрайнем море плыть любовь устала
И к берегу цветущему пристала,
К богатству попросилась на постой.
- Да знаешь ли, что для такой простой
В моём дворце не сыщется местечка.
Полным-полно здесь всякого добра:
Алмазов, изумрудов, серебра.
Всё занято полезными вещами,
А от тебя, скажи, мне толк какой?
Нарушишь ты мой сладостный покой.
Поди-ка поищи другое место.

По берегу любовь, грустя, скиталась,
От одиночества без пары стосковалась.
Увидев счастье, в гости попросилась
Она к нему, в надежде подбодрилась,
Но счастье испугалось сладкой муки:
- С тобою я не вынесу разлуки,
Нарушишь ты гармонию мою,
А пару поищи в другом краю.

Ушла любовь, бродя с тоской по свету,
Ей на вопросы не было ответов,
Как вдруг нежданно возле самого причала,
Она восторженную радость повстречала:
- А, может, ты возьмёшь меня к себе?
Все звёзды с неба подарю тебе!
Но радости нет дела до любви,
Не слышит просьб, хоть как ты ни зови,
С веселием и счастьем наслаждаясь,
Все ликовали, радостно плескаясь,
Не слыша просьб чарующей любви.

От грусти и тоски любовь сгорала,
От одиночества стократно умирала,
Не видела добра и утешенья
И приняла последнее решенье, -
Уплыть обратно в море, раствориться,
Исчезнуть навсегда и не светиться
Огнём, сжигающим сердца.

Измучившись бессонными ночами,
Она в отчаянье пришла опять к причалу
Прощаясь с жизнью, бросилась в волну
И захлебнувшись, опускалась в глубину,
Но тут внезапно лодочник возник
И спас любовь от гибели старик.
- Кто ты? Зачем меня от смерти спас?
- Я – тот, кто все миры потряс,
Я – Время, мне известно одному,
Как ты важна для всех, но никому
Я не отдам тебя, упавшую с небес,
Я излечу тебя, сниму тяжёлый крест,
Уберегу от бед и дам тепла,
Что б ты всегда во Времени жила!



Раздел дневника:

Спасибо за ваши комментарии!

Мы говорим, что главное в христианстве — это любовь; в самом деле, Бог есть любовь, как пишет Апостол. Любовь важнее обрядов, любовь важнее богословских тонкостей, любовь важнее всего. С этим наши нецерковные собеседники охотно соглашаются; но я бы обратил внимание на то, что здесь имеет место культурное недоразумение — Апостол и обычный современный человек, говоря «любовь», имеют в виду несколько разные вещи.

Высказывания «любовь важнее всего» или, как сказал блаженный Августин, «люби Бога и делай что хочешь», истинны в их библейском и церковном контексте. Однако людей, находящихся вне этого контекста, они могут сбить с толку.

У этого непонимания есть несколько симптомов. Один из них — разговоры о том, что требованиями, налагаемыми церковной верой, и в области поведения, и в области исповедания можно пренебречь — главное любить Бога и людей. Неважно, насколько вы следуете библейским предписаниям, скажем, в области семейной жизни; еще менее важно, исповедуете ли вы Иисуса Христа истинным Богом, просто хорошим человеком, аватарой, «великим посвященным», трагически непонятым рабби или кем-то еще. Важно, чтобы вы любили Бога и людей.

Непонимание, связанное со словом «любовь», можно проиллюстрировать следующим житейским примером. Женатый мужчина полюбил сотрудницу на работе; нет, это не мимолетный приступ похоти, это именно amore grande, союз двух сердец, Любовь (с большой буквы) на всю жизнь.

Вы почти наверняка что-нибудь такое видели. В этом случае слова «поступать по любви» будут означать для церковного христианина и для человека нецерковного вещи прямо противоположные; для одних «поступить по любви» будет означать оставить жену и предаться новому чувству, для других — остаться с женой, а чувство задавить недрожащей рукой. Те нецерковные люди, которые будут настаивать на том, что жену бросать (или изменять ей) все равно нельзя, будут апеллировать к порядочности, чувству долга, ответственности, но не к любви. Действительно, качество, которое не дает женатому мужчине увлечься новой любовью, будет на светском языке описано как «порядочность». В библейском контексте это именно любовь, любовь к Богу и человеку.

В светском понимании «любовь» имеет отношение к чувствам; это эмоциональное переживание, опыт, по отношению к которому сам человек является скорее страдательным, чем активным лицом.

В обычном языке странно и непонятно звучало бы повеление любить другого человека; напротив, часто говорят, что «сердцу не прикажешь». «Я полюбил» звучит как «у меня высокая температура»; «я переживаю некий опыт, который не могу вызвать и очень мало могу контролировать». Это верно не только по отношению к романтической любви: когда речь идет о дружеской привязанности, одни люди «вызывают симпатию», другие — нет.

Господь, напротив, обращается к нам с повелением любить: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф 22 :37-40).

Бывают повеления моралиста — поступайте так-то; бывают повеления Создателя, которыми Он призывает к жизни новую реальность или восстанавливает то, что было разрушено грехом. Когда Господь говорит в Евангелии человеку, уже истлевающему в гробнице, Лазарь, выходи (Ин 11 :43), речь идет не просто о повелении — речь идет о даровании новой жизни.

Христианин — это человек, которого Христос выводит из гробницы его прежней жизни, жизни, в которой он был отчужден от Бога, к новой жизни — жизни, в которой человеку открывается, что Бог возлюбил его и еще задолго до его рождения замыслил его спасение. Как говорит Апостол, И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем (1Ин 4 :16).

Любовь в христианском понимании — это отражение любви Божией, отсвет Его спасительного присутствия в нашей жизни. Такая любовь коренится не в наших переменчивых настроениях, но в вечной и неизменной любви Божией; безусловная верность, долготерпение и прощение, которые христиане призваны проявлять в отношениях с людьми, являются отсветом Его верности, долготерпения и прощения. Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные (Еф 5 :1) — говорит Апостол Павел.

Однако такое следование Христу и подражание Его любви означает труд, и, как нередко говорит Писание и святоотеческая литература, подвиг. Мы — грешные люди и будем совершенно освобождены от греха только в жизни будущего века; мы живем в обществе и культуре, многое в которой несет на себе печать греха и противления Богу. Поэтому нам заповедано избирать любовь и повиновение Богу, следовать не нашим настроениям или чувствам — которые могут быть продиктованы несовершенством нашей природы или давлением внешней среды — а той новой жизни, которую дарует нам Христос.

На светском же языке фраза «любовь важнее всего» воспринимается как «важнее всего испытывать теплые, приятные чувства по отношению к Богу или людям»; если вы такие чувства испытываете (а нет ничего более неопределенного и необязательного, чем подобные чувства), то беспокоящий вопрос об отношениях с Богом можно считать снятым. Любовь у меня есть, и это главное; а всякие там догматы, обряды и хождение в Церковь — это непонятный и ненужный формализм.

Понятно, что христиане вовсе не это имели в виду; это недоразумение. На самом деле Апостолы говорят не о чувствах, а о другом.

Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его (2Ин 1 :6).

Однако когда мы говорим о заповедях, мы сталкиваемся с еще одним недоразумением; сейчас слово «заповеди» или даже «десять заповедей», как правило, обозначает не «заповеди, находящиеся в Священном Писании», а что-то вроде «норм общежития, принятых в нашей культуре». Поскольку «нормы общежития», как и «общечеловеческая мораль»,— понятия очень и очень размытые, невозможно понять, соблюдаю я их или нет.

Очень легко решить, что соблюдаю — а, стало быть, и с заповедями у меня все в порядке.

Однако «заповеди Божии» и «общечеловеческая мораль» — это не одно и то же. Они пересекаются — но не совпадают, более того, покоятся на разных основаниях. Первая заповедь из десяти говорит:

Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим (Исх 20 :2-3).

Заповеди даются в рамках Завета, особых отношений, которые Бог устанавливает со Своими людьми. Человек, находящийся вне этих отношений, может быть и честным гражданином, и заботливым семьянином, и добросовестным работником — но нельзя сказать, что он соблюдает заповеди. Он не соблюдает уже самую первую из них.

Есть и другие заповеди, которые к «общечеловеческим» отнести нельзя — например, повеление Христа совершать Евхаристию в Его воспоминание:

И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша [есть] Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается (Лк 22 :19-20).

Это тоже заповедь; и о ней тоже Господь сказал:

Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин 14 :15).

Да, любовь ко Христу, как Он сам ее определяет, предполагает хождение в Церковь и участие в Евхаристии. А еще она предполагает — произнесем это страшное слово — догматику. Простейшее обращение ко Христу с молитвой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного» уже предполагает исповедание Его Всеведущим (то есть способным услышать молитву) Господом и Судией — то есть Богом. Можно, конечно, отказаться произносить такую молитву, но в этом случае Ваше решение будет не менее «догматическим» — только связанным с другими догматами.

В последнее время надо отметить и другое недоразумение, связанное со словом «любовь», недоразумение, когда саму Церковь объявляют не только чуждой, но и враждебной любви силой. Собственно, нет ничего необычного в том, что популярные философии и просто настроения масс, политические и религиозные движения ищут способ либо уничтожить Церковь, либо переделать под себя. Церковь есть скала, о которую постоянно с ревом бьются волны — так было в I веке, так остается и в XXI. В разные эпохи это совершалось под разными лозунгами — Церковь атаковали во имя отеческих богов, во имя разума и науки, во имя крови и расы, во имя справедливости и светлого будущего, теперь мы видим, как Церковь атакуют, по словам нападающих, во имя любви. Традиционные Церкви не рукополагают женщин во епископы? Они поступают так из ненависти к женщинам! Церковь рассматривает аборт как грех? Где же любовь к несчастным жертвам обстоятельств? Церковь не рукополагает в священный сан и не венчает между собой тех, кто упорно привержен содомскому греху? Церковь должна покаяться в ненависти к сексуальным меньшинствам!

Можно было бы считать все это просто пропагандой — мало ли из нас тех, кто застал коммунистов, слышал антицерковные лозунги — но для многих наших современников это звучит убедительно. Почему? Я думаю, это связано с некоторыми особенностями современной — и западной, и нашей — культуры. В отношении того, как эта культура видит любовь, можно сказать словами К.Г. Честертона — она выдает частичную истину за абсолютную. В Церкви именно это называется ересью. В наше время мы имеем дело с ересью, которая сводит любовь к утешению. В ней есть часть истины — и даже очень большая ее часть. Как говорит пророк, утешайте, утешайте народ Мой (Ис 40 :1), а Апостол заповедует христианам утешать малодушных (1Фес 5:14). Евангелие есть слово благое, слово утешительное, христиане призваны поддерживать и ободрять людей, унывающих перед лицом зла и страдания этого мира. Более того, Евангелие есть возвещение о прощении грехов, и его утешение простирается на всех — как бы низко ни пал, как бы тяжко ни согрешил человек, и для него есть надежда, и ему уготовано место на Царском пиру — пиру, на который и он призван войти покаянием и верой. Не случайно и в богослужебных текстах Церкви, и в житиях святых постоянно повторяется мотив человека, который жил дурно, даже преступно, но затем через покаяние сделался святым.

Мы все — грешные, смертные люди, раненные своими и чужими грехами, глубоко нуждаемся в утешении; и утешение — именно то, чего люди склонны искать в Церкви в первую очередь. В этом нет ничего неправильного, они обращаются по адресу — но тут легко возникает ошибка. Любовь может проявляться не только в утешении. Любовь может глубоко огорчить. Любовь может даже сокрушить.

Можно привести пример из области, довольно далекой от духовной жизни. Как-то я посмотрел несколько выпусков британской передачи «Переведите назад ваши биологические часы». В передаче фигурируют британские обыватели, мужчины и женщины, приверженные вину и пиву, жирной пище, малоподвижному образу жизни, нервничающие на работе и через это очень похожие на московских обывателей их же лет — толстые, бледные и издерганные. Они приходят к доктору, который, обследовав их при помощи различных приборов, показывает, как их образ жизни разрушил — и продолжает разрушать — их организм, и почему их надежде прожить хотя бы лет до 80-ти не суждено сбыться. Глубоко потрясенные, удрученные и напуганные пациенты плачут прямо перед камерой. После этого им объясняют, что надо срочно изменить образ жизни, усердно заниматься физкультурой, покончить с выпивкой и так далее — тогда они избегнут преждевременной смерти. Пациенты следуют этим указаниям, отчего их здоровье, внешний вид и психологическое состояние заметно улучшаются.

Отметим, однако, что сначала врач говорит этим людям крайне неприятные вещи. Неблагожелательно настроенный зритель мог бы сказать, что людей запугивают, им внушают, что их образ жизни неправилен, им показывают на экране монитора картины, которые должны вызвать отвращение и страх, их уверяют, что они погибнут, если не прислушаются к указаниям медиков. Более того, уверяя, что каждый может обратиться от фаст-фуда к здоровому питанию и от лежания на диване — к бегу трусцой, они внушают тем, кто не обратился, чувство неполноценности, стыда, вины и социальной второсортности. Некоторые именно это и говорят.

Я, однако, склонен думать, что врачи исполняют свой долг и поступают по любви — хотя большого утешения их слова пациентам поначалу не приносят.

Другой пример, увы, многим знакомый — когда ваш друг или родственник спивается, он, как правило, воспринимает любые ваши попытки помочь ему как горькую обиду — в штыки. По его мнению, вы не должны читать ему морали или указывать, что ему делать или не делать, вы должны «помочь» ему так, как он того хочет. Он считает, что его проблема не в том, что он пьет, а в том, что его окружают черствые, холодные люди, которые не хотят принять его таким, какой он есть.

Даже когда речь идет о такой вполне конкретной и понятной вещи, как здоровье, любовь не всегда означает утешение. В Библии же речь идет о гораздо более важных и сложных вещах — о нашей вечной участи. И многие слова Пророков и самого Господа звучат очень резко — если не покаетесь, все так же погибнете (Лк 13 :3). У человека есть реальный выбор с реальными последствиями — не только в отношении режима питания и образа жизни, но и в отношении вечности. Если человек избирает путь погибели, этот путь его именно туда и приведет. И слово Божие настойчиво — а временами и резко — увещевает его свернуть с этого пути. Более того, псалмопевец — а вместе с ним и всякий христианин — обращается к Богу с молитвой об обличении: Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный (Пс 138 :23-24).

Почему современные люди хотят от Церкви только утешения и рассматривают всякое обличение, всякое указание на грех как проявление «отсутствия любви» или даже «ненависти»? Это связано с одной важной особенностью современной культуры — это культура без надежды. Человек этой культуры способен согласиться с тем, что врач вправе говорить неприятные истины — речь идет о такой осязаемой ценности, как здоровье. Может быть, если он послушает врачей и изменит свой образ жизни, он проживет на двадцать лет дольше. Но на что-то большее человек не надеется; в его мире нет места для вечной жизни, для рая, для радости, далекие отблески которой заставляли бы трепетать от надежды ее обрести и ужасаться при мысли, что ее можно утратить. Все, что есть, — это отпущенный природой небольшой срок, за который неотвратимый процесс старения отнимет сначала физическую привлекательность, потом здоровье, а потом и саму жизнь. Если больше надеяться не на что, остается искать какого-то комфорта, каких-то доступных удовольствий и какого-то утешения, которое можно в этих узких рамках получить. И когда человек сталкивается с обличением в грехе, он видит только то, что его удручают и огорчают и не в состоянии понять, ради чего. Именно из культуры безнадежности и исходят современные требования к Церкви — дайте нам немного утешения, немного поддержки, немного тепла и отстаньте от нас с требованиями как-то изменить свою жизнь. Вы говорите, что у Церкви нет для нас утешения, пока мы не согласимся покаяться, изменить свое поведение или хотя бы свое отношение к этому поведению? Ах, какая черствость и отсутствие любви!

И тут надо попросить человека — пусть даже не обратиться, а хотя бы просто увидеть Церковь в ее собственной перспективе. Надо попробовать на минуту представить себе: то, что сказано в Евангелии, правда. Представить себе, что слова Иисуса Христа — истинны, и истинны по отношению к каждому из нас лично. Церковь стоит на том, что вечное спасение — реальность, превосходящая всякую другую реальность. Это не условность, не фикция, не ролевая игра, не набор ритуальных фраз, унаследованных от давно умершего прошлого. Вечное спасение или вечная гибель, невыразимая радость или невыразимый ужас — это то, навстречу чему каждый из нас несется со скоростью шестьдесят секунд в минуту.

Церковь возвещает не психологическую помощь и не аутотренинг. Церковь возвещает вечное спасение во Христе, вечную жизнь, которую мы можем навеки обрести — или навеки утратить.

Мы странники и пришельцы, наш дом — на Небесах; в дороге у нас может быть и радость, и утешение, но постольку, поскольку все это не мешает Павел главной цели — нашему возвращению в небесное Отечество. Апостол сравнивает жизнь христианина с тренировкой атлета. Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным (1Кор 9 :24-27).

Атлет подвергает себя изнурительным тренировкам и разнообразным лишениям, он соблюдает режим, диету, во многом себе отказывает — потому что у него есть цель. Он хочет взять приз. Любой добросовестный тренер, который помогает ему в этом, будет, что называется, «напрягать» — требовать что-то делать и от чего-то отказаться.

Если человек не верит ни в какой приз, все эти труды и лишения будут казаться ему полной бессмыслицей; собственно, в таком случае они и есть бессмыслица. Но тогда совершенно незачем присоединяться к команде.

Христианин знает, что в конце пути — а путь может быть очень нелегким — его ждет радость, превосходящая всякое разумение. Он знает, куда он держит путь, у него есть цель. Ограничения, которые христианин принимает, связаны с этой целью. Если вы не верите ни в какое вечное спасение, то вполне вероятно, что эти ограничения будут представляться вам совершенно бессмысленными. Если все, что у нас есть — это земная жизнь, а потом нас закопают и лопух вырастет, остается только позаботиться о том, чтобы прожить дни наши по возможности более комфортно, избегая неудобств и страданий, раз уж никаких иных утешений не предвидится.

Конечно, следование своим желаниям нередко оборачивается мучительным разочарованием и горечью уже здесь, на Земле, но все равно будем есть и пить, ибо завтра умрем — и пусть Церковь не портит нам при этом настроения своими разговорами о правде, воздержании и будущем суде. Но в таком случае Церковь просто перестанет верить в Евангелие и следовательно перестанет быть Церковью. Зачем она вообще в таком случае будет нужна? Церковь свидетельствует истину — «есть путь жизни, и есть путь смерти, и велика разница между ними (Дидахе 1 :1)». Церковь делает это именно из любви. Напротив, слова «любовь — это главное, остальное неважно» превращаются в удобную отговорку, чтобы лишить себя и веры, и подлинных отношений с Богом, и, конечно, самой любви.

Беда в том, что люди склонны вновь и вновь впадать в такое недоразумение; как говорит Аслан у Льюиса: «О дети Адама, как умеете вы защищаться от всего, что вам ко благу!».

Просмотры: 3 269

Однажды я пришел в новое собрание. Мы переехали с женой в Киев, она еще была в Херсоне, а я уже переехал и мне порекомендовали несколько собраний.

И вот я пришел в одно собрание.

Служение прошло хорошо и мне понравилось. А вот после служения произошло событие, которое мне очень запомнилось. Ко мне подошел парень, он был в группе порядка на служении и я его запомнил визуально.

– Добрый день. Вы у нас впервые?

Я обрадовался, приятно, когда к тебе проявляют гостеприимство. Но я не знал, что рано…

– Да, впервые.

– Меня зовут Петр (имя изменено )

– Очень приятно. Меня Владимир.

– А вы давно у нас?

Тут я обратил внимание, что Петр не смотрит на меня и глазами бегает по залу. Я улыбнулся и повторил

– Да нет же, я впервые у вас.

– Ах да. А откуда вы?

Я начал рассказывать, что недавно переехал из Херсона, что в Киеве вторую неделю… Вдруг я заметил снова, что парень смотрит по сторонам и разглядывает других людей. Но главное – он явно меня не слушал и даже не слышал.

Когда я замолчал, он быстро посмотрел на меня и улыбнулся.

– Рады приветствовать у нас. – быстро проговорил он то, во что и сам не верил.

Я уж думал, что на этом приключения с Петром закончатся. Но не тут-то было.

Мимо проходил парень и подошел к нам. Они о чем-то негромко переговорили с Петром и он поманил меня.

Откровенно говоря мне уже было неприятно такое отношение. Но то, что сделал Петр дальше, мне особенно запомнилось, мягко говоря

– Слушай, а можешь помочь?

Как воспитанный человек, конечно же я ответил утвердительно.

– Отлично. Нам тут нужно стулья с детского служения отнести. Вот Паша, он тебе всё покажет.

И я, нежданно-негаданно стал участником и помощником. Вообще я всегда стараюсь быть отзывчивым и открытым. Но когда настолько неприятно поступают по отношению к тебе – мне не хотелось помогать.

Безусловно, я помог.

Однако задумался. К сожалению, не редкость сегодня, что мы, как христиане совсем не являем пример любви. Я привел пример легкий, который показывает только верхушку айсберга. Безусловно, все мы сталкивались с более жесткими примерами проявления нелюбви – агрессия, злость, обида, жалость к себе, оскорбления.

Всё это – нелюбовь в основе своей.

Сегодня я хочу писать о самой важной теме в христианстве – любовь. Это та тема, которой я учился много лет, которую изучал точно не менее 4 лет. А знаю о ней уже точно лет 12.

Это не просто любовь, как абстрактное понятие. Но это – хождение в любви.

Я считаю, что нет ничего важнее любви. Искренней любви христиан между собой и к ближним. Если любовь есть – тогда мы выполняем все заповеди Христа автоматически. Если нет любви – все наши знания, вся мудрость, все навыки и практики бесполезны.

Любовь – это образ жизни христианина.

Любовь – это победа.

Любовь – это образ жизни христианина. И чем больше он ходит в любви, тем больше Бога и всего божьего в его жизни.

Чтобы быть сильным, здоровым и счастливым – нужно, в первую очередь, научиться ходить в любви.

Для начала разберемся с термином любовь. Это не чувственная любовь, не переживания и не привязанность. Сегодня в основном, люди мыслят о любви, как о телесном удовлетворении. Да, это есть

Есть греческое слово «Агапе» – то есть любовь без условий. Это значит полное принятие, независимо от того, что сделает объект любви.

Именно такой любовью нас любит Господь, кстати.

Что такое “ходить в любви”?

Но Божье Слово говорит о любви, как о чем-то другом.

Это не просто по-толстовски высокопарное «ходить в любви», но образ жизни.

Лучше всего описывает “ходить в любви” 1 Кор 13

Такой человек:

  • долготерпит
  • милосерден
  • не завидует
  • не превозносится

Это и есть ходить в любви.

Знаю, знаю, что вы мне скажете: «Так то ж совершенная любовь, АГАПЕ (как же мне нравится, как мы христиане изучили греческие термины и используем их в разговоре – прим. В.Б.), такой любовью только сам Бог любит».

Ок, понимаю ваше мнение. Есть ответ на него.

Главная новость – любовь уже внутри у нас

Главное, что я хочу сообщить сегодня – любовь уже внутри у нас с вами.

Любовь Божья уже излилась в наше сердце. И то, что описано в 1 Кор 13 – действительно любовь агапе.

Но главная новость в том, что эта любовь уже внутри вас, если вы рождены свыше. Если нет – тогда вам

А значит, всё, что вам нужно делать – это просто переучивать собственную душу.

Да, самая главная задача верующего – не просто однажды поверить и всё, жизнь прекрасна. Точнее жизнь-то прекрасна, но вот наш характер – нет. И нужно активно начинать работать над собственным характером.

И вот качества любви, которая внутри у нас. Я специально взял расширенный перевод Библии.

1-е Коринфянам 13:4-8 (Расширенный перевод Биб­лии)

  1. Любовь вынослива, терпелива и добра. Она никогда не завидует и не кипит от ревности; любовь не хва­стлива или тщеславна, она не превозносится.
  2. Любовь не самодовольна - не надменна или напыщенна гордостью; она не грубит и не ведет себя некуль­турно и неприлично. Любовь (Божья любовь в нас) не настаивает на своих собственных правах или на своем пути, так как она не ищет своего; она не обид­чива, не засчитывает причиненного ей зла и не обращает внимания на перенесенную несправедливость.
  3. Она не радуется несправедливости и неправде, но радуется, когда побеждают справедливость и истина.
  4. Любовь переносит что угодно и все. Она всегда го­това верить в самое лучшее о каждом человеке, ее надежда не увядает ни при каких обстоятельствах, она все переносит, не ослабевая.
  5. Любовь никогда не терпит поражения: никогда не блекнет; не снашивается и никогда не перестает. Пророчество (дар истолкования Божьей воли и цели) ис­полнится и пройдет; языки будут истреблены и пре­кратятся; знание уйдет (то есть потеряет свою цен­ность и будет вытеснено истиной).

Любовь – это изменённый характер христианина

Иак 1:21 Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души.

Это Слово Божье говорит о том, что наши души нужно спасать. И спасаем мы их только когда принимаем Божье Слово в кротости, без злобы и моральной нечистоты и низости (я посмотрел в греческий оригинал). То есть наша душа изменится, станет лучше, когда мы принимаем Божье Слово и наполняемся им.

А вот и другое место, которое говорит о том же:

1 Петра 1: 22 Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца,

Послушание истине не своими силами, но через Духа Святого – очищает наши души.

Не секрет, что в жизни до Бога грех оскверняет, наполняет наши души нечистотой, запятнанная совесть не дает покоя. Но в том-то и дело, что когда мы приходим к Богу, мы очищаемся от греха, а душа всё еще приучена поступать нехорошо.

Именно послушанием Богу и истине мы очищаем наши души, спасаем их. И тогда начинаем нелицемерно любить.

Обновление и изменение нашей души, чтобы жить по-Божьи, в любви – главная задача человека на земле.

Любовь – это то, что отличает христиан

К сожалению, это не всегда так.
Пример, приведенный выше мной – легкий пример того, как христиане не умеют проявлять любовь. НО на самом деле, есть намного более неприятные примеры отсутствия любви – гнев, агрессия, злоба, ссоры, ненависть.

Вот, что Иисус говорил:

Иоан 13:34-35 34 Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга. 35 По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.

Матф 22: 35-40 И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: 36 Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? 37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: 38 сия есть первая и наибольшая заповедь; 39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; 40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.

Именно любовь должна отличать нас, как христиан.

Почему важно жить в любви и ходить в любви?

Любовь – это реальность жизни христианина. Это и есть благочестие. Если мы ходим в любви, то мы – являем Христа другим. Лучше других слов.

  • Любовь – свидетельство рождения от Бога и жизни во свете (1 Иоан 2:10).

То есть, если мы в любви – мы живем во свете.

Все, кто пережил Божью любовь, знает, о чем я. Осознание, что теперь твоя жизнь не бессмысленна, но осознанна и ты в буквальном смысле идёшь за Богом во свете.

  • Любовь – свидетельство, что мы с Богом и Бог с нами. (1 Иоан 4:11-12)
  • Любовь изгоняет все злое и все страхи из нашей жизни.

1 Иоан 4: 18 В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви.

Это, наверное, самое главное. Чем больше внутри у нас любви – тем меньше страхов в нашей жизни. Потому что любовь изгоняет всякий страх.

Если человек боится, ему не помогут смелые крики, аффирмации, и накачка себя. А вот осознание, что Бог любит его, что он не одинок, не брошен и Бог с ним и за него – это изгонит любой страх.

Это пережил я. Вместо множества страхов подросткового возраста Бог явил мне любовь и показал, что очень сильно любит меня. И я поверил.


Мы любим других настолько, насколько любим себя

И еще одно важнейшее наблюдение, которое я сделал.

Если я не люблю себя – я не могу любить ближнего.

Об этом сказал Иисус: «возлюби ближнего твоего, как самого себя;»

Любить себя в здоровом смысле.

  • иметь адекватную самооценку
  • уважать себя
  • Иметь достоинство Божьего сына.

Тогда я могу любить и уважительно относиться к ближним.

Верно также и обратное. Если я не люблю себя, не уважаю – я также буду относиться и к ближнему.

  • Если я жадный к себе – я жадный к другим.
  • Если я злюсь на себя – я злюсь на других
  • Если я гневаюсь на себя за любую ошибку – я также гневаюсь на других
  • Если я не принимаю себя и не имею нормальной самооценки – я не буду ценить и других.

Слово Ободрения о любви

Любовь уже внутри вас, если вы рождены свыше, от Бога.

А потому просто каждое утро напоминайте себе об этом, наполняйтесь Богом и Его любовью.

P.S. В следующих частях серии мы будем внимательно разбирать каждую составляющую любви, которая уже внутри вас.

И подарок всем вам 1 Коринфянам 13-я глава, в Расширенном переводе. Распечатайте и используйте в ежедневной молитве. Исповедуйте в свою жизнь. Потому что это уже есть внутри у вас.

Текст подготовил Владимир Багненко