Цель: создание образа ёжика средствами тестопластики.

Задачи:

  1. Образовательные: закрепить представления о диких животных; продолжать учить лепить фигурки животных из солёного теста; формировать умение использовать природный материал для оформления поделки.
  2. Развивающие: развивать мелкую моторику, художественно – творческие способности, умение доводить начатое дело до конца.
  3. Воспитательные: воспитывать умение видеть красоту окружающей природы, бережное отношение к ней.
  4. Оздоровительные: создавать условия для формирования правильной осанки при работе за столом.

Интеграция образовательных областей:

  • Познавательное,
  • речевое,
  • художественно-эстетическое,
  • социально-коммуникативное,
  • физическое развитие.

Материалы и оборудование:

  • солёное тесто,
  • клеёнки для лепки,
  • одноразовые тарелочки,
  • ёмкость с водой,
  • кисточка,
  • ёмкость с еловыми иголками,
  • ноутбук,
  • телевизор,
  • презентация Power Point.

Конспект осеннего занятия в подготовительной группе «На помощь ёжику»

Ход непосредственно – образовательной деятельности:

Воспитатель:
Посмотрите-ка кругом,
Группа – наш родимый дом
Стала краше и светлей,
И по цвету веселей,

Там листва, и тут листва,
Просто кругом голова,
В золоте стоит природа…
Это что за время года?

Ответы детей:

Воспитатель: Молодцы, отгадали. А кто сумеет назвать признаки осени?
Ответы детей: (листья желтеют, листопад, раньше темнеет, дни становятся короче, а ночи – длиннее, холодает, часто идут дожди).

Воспитатель: Правильно, молодцы! А вы когда-нибудь ходили в осенний лес?
Ответы детей:

Воспитатель: А что вы там видели?
Ответы детей:

Воспитатель: Я тоже совсем недавно побывала в осеннем лесу и встретилась с его жителями. Хотите с ними познакомиться?
Ответы детей:

Воспитатель: Очень хорошо, тогда я приглашаю вас на прогулку в осенний лес. Давайте вспомним, как надо вести себя в лесу?
Ответы детей: (не шуметь, не ломать деревья, не разрушать муравейники, не пугать животных и т.д.)

Воспитатель: Я рада, что вы так хорошо усвоили правила поведения в лесу, и очень надеюсь, что вы будете их выполнять. Обещаете?
Ответы детей:

Воспитатель: Тогда отправляемся в путешествие. А поможет нам в этом волшебный экран. Посмотрите, как красиво в осеннем лесу!
Слайд 1 – осенняя природа.

Воспитатель: Деревья стоят в разноцветных нарядах.
Слайд 2 – деревья крупным планом.

Воспитатель: И только ёлочки да сосенки остаются зелёными.
Слайд 3 – хвойные деревья.

Воспитатель: Правда что-то я не вижу лесных жителей. А вы, ребята, их видите?
Ответы детей:

Воспитатель: Они, наверное, спрятались. Для того, чтобы нам их увидеть, надо отгадать загадки. Готовы?
Ответы детей:

Воспитатель:

Это что за зверь лесной
Скачет узкою тропой
Очень быстро, очень ловко,
Любит на обед морковку.

Ответы детей: Заяц.

Воспитатель: Молодцы, посмотрите, вот он появился. (Слайд 4 – заяц) Кто скажет, какие перемены во внешнем виде готовит осень для зайца?
Ответы детей:

Воспитатель: Молодцы, слушайте следующую загадку.

С ветки прыгает на ветку,
Не грызёт она конфетки,
Всё орешки собирает,
Да грибочки запасает.

Ответы детей: Белка.

Воспитатель: Правильно, белка. Посмотрите, какая красавица! (Слайд 5 – белка) Чем занимается белка осенью?
Ответы детей:

Воспитатель: Следующая загадка.

Летом по лесу он бродит,
На малинник часто ходит,
А зимой – в берлоге спит
И про лето сон глядит.

Ответы детей: Медведь.

Воспитатель: Молодцы, и эту загадку отгадали. Вот он какой – хозяин тайги – медведь…. (Слайд 6 — медведь) Осталась последняя загадка:

Не боится даже волка,
На спине его – иголки.

Ответы детей: Ёжик.

Воспитатель: Молодцы, отгадали. А вот он и появился. (Слайд 7 – ёжик) Именно ёжику очень нужна наша помощь. Хотите узнать какая?
Ответы детей:

Воспитатель: Ёжик в лесу живёт совсем один, ему скучно, ведь у него совсем нет друзей. Ему даже не с кем поиграть. Вам бы понравилось жить без друзей?
Ответы детей:

Воспитатель: Мне бы тоже не понравилось. Поможем ёжику?
Ответы детей:

Воспитатель: А как мы можем ему помочь? (Вопросом создаём проблемную ситуацию)
Ответы детей:

Воспитатель: Я вам предлагаю слепить ёжику друзей из солёного теста. Вот таких. (на 8 слайде образец поделки) Готовы?
Ответы детей:

Воспитатель: Но прежде чем мы возьмёмся за дело, необходимо размять наши пальчики, которым скоро предстоит серьёзная работа.

Проводится пальчиковая гимнастика:

Есть у ёжика и ёлки
Очень колкие иголки:
Раз, два, три, четыре, пять…
Жаль, что всех не сосчитать!

Воспитатель: Теперь проходим за столы и приступаем к работе. (Дети рассаживаются по местам и последовательно выполняют работу, следуя словесным указаниям педагога) . Сначала слепим полянку, на которую посадим друзей для ёжика. Берём кусок теста и скатываем из него шарик. Превращаем наш шарик в лепёшку, сплющивая его между ладонями. Делаем лепёшку побольше, чтобы ёжику с друзьями было где играть и веселиться. Получилось? Молодцы! Кладём лепёшку на тарелочку.

Теперь будем лепить ёжику друзей. Берём тесто, скатываем шарик. Похож шарик на ёжика?
Ответы детей: Нет!

Воспитатель: Что нужно сделать?
Ответы детей: Вытянуть носик. (Если такого ответа не будет, воспитатель сам предлагает вытянуть ёжику носик)

Воспитатель: Правильно, кончиками пальцев вытягиваем ёжикам носики. Все справились? Молодцы! (Если есть дети, испытывающие затруднения, педагог индивидуально показывает приёмы лепки) . Теперь ваши ёжики похожи на лесного?
Ответы детей: Нет!

Воспитатель: Почему? Чего не хватает?
Ответы детей: Иголок.

Воспитатель: Да, без иголок вашим ёжикам очень трудно будет в лесу, любой их сможет обидеть. А из чего можно сделать вашим ёжикам иголки?
Ответы детей:

Воспитатель: Молодцы, сколько способов придумали. А я вам предлагаю использовать еловые иголочки. Только работать с ними надо аккуратно, чтобы не уколоть пальчики. Берём иголку и вставляем её в спинку ёжика. Только вставляйте иголочки погуще, чтобы ваши ёжики смогли в лесу себя защитить. (Самостоятельная работа детей)

Воспитатель: Справились? До чего же замечательные ёжики у вас получились, только пока слепые. Что нужно сделать?
Ответы детей: Глазки.

Воспитатель: Правильно. Глазки модно сделать с помощью обратной стороны кисточки. Берём кисточку и делаем углубление, вот так (Показ способа оформления глаз) . Теперь посадим ёжиков на полянки. Чтобы они держались крепко и не падали, обмакнём кисточку в воду и смочим то место, где будет сидеть ёжик. Получилось? Молодцы! Нашему лесному ёжику тоже нравятся его новые друзья. Он так обрадовался, что предлагает поиграть. Согласны?

Проводится физминутка:

Ёжик топал по тропинке
И грибочки нёс на спинке,(топают)

Ёжик топал не спеша,
Тихо листьями шурша.(трут ладонь о ладонь)

А навстречу скачет зайка,
Длинноухий попрыгайка (поскоки).

В огороде чьём-то ловко
Раздобыл косой морковку! (Прыжки на двух ногах)

Воспитатель: Понравилась вам игра?
Ответы детей:

Но мы ещё не закончили свою работу. Нам осталось украсить полянку. Украшать полянку будем цветами и грибами. Как можно слепить грибы?
Ответы детей:

Воспитатель: А цветы как можно слепить?
Ответы детей:

Воспитатель: Всем всё понятно? Тогда приступаем к работе.

Самостоятельная работа детей.

Создать положительный эмоциональный настрой с помощью музыки. Следить за последовательностью лепки и осанкой детей, при необходимости. Оказывать индивидуальную помощь в лепке и создании композиции.

Воспитатель: Посмотрите какие замечательные друзья для лесного ёжика у нас получились.

— Найдите самого большого ёжика. Кто его вылепил? Наверное, это самый старший ёжик.
— А теперь посмотрите внимательно и найдите самого маленького. Кто его вылепил?
— А у кого получился самый колючий ёжик?
— А у кого на полянке больше всех грибов?

— Молодцы, ребята! Теперь нашему лесному ёжику совсем не будет скучно. Давайте поставим свои работы к нему поближе, пусть они подружатся. А нам пора возвращаться из нашего замечательного путешествия.

Конспект занятия в детском саду с детьми средней группы.

Лепка «Ежик».

Цель: закрепить навыки детей работы с пластилином.

Задачи:

развивающая: развивать фантазию, творчество детей, эмоциональную отзывчивость и образную речь;

воспитательная: воспитывать чувство взаимопомощи и любовь к природе.

    умение катать шар из пластилина между ладонями и вытягивать пластилин двумя пальцами для придания работе характерного образа (познавательные универсальные действия);

    умение сравнивать, обобщать классифицировать, делать выводы (общеучебные универсальные действия);

    умение самостоятельно выполнять задания учителя в соответствии с поставленной целью (регулятивные действия);

    умение сотрудничать в группах, в парах (коммуникативные действия);

Оборудование: корзинка, игрушка ежик (образец), доски для лепки, пластилин, семечки подсолнечника.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришел необычный гость. А что бы узнать, кто это нужно отгадать загадку:

Как колючий колобок

В этом домике зверек

Его в руки не возьмешь –

Потому что это ….

Дети: (ёж).

Воспитатель: Правильно, ребятки, это ежик.

Воспитатель приносит игрушку (ежа).

Нашего гостя зовут Тимофейка. Сейчас я расскажу вам небольшую историю.

Воспитатель рассказывает историю.

Григорий Горин. «Ежик. История о напрасной суете»

Папе было сорок лет, Славику - десять, ёжику - и того меньше.

Славик притащил ёжика в шапке, побежал к дивану, на котором лежал папа с раскрытой газетой, и, задыхаясь от счастья, закричал:- Пап, смотри! Папа отложил газету и осмотрел ёжика. Ёжик был курносый и симпатичный. Кроме того, папа поощрял любовь сына к животным. Кроме того, папа сам любил животных.

Воспитатель: А приходилось ли вам встречаться с ежиком? Расскажите о этом? Дети рассказывают свои истории.

Воспитатель: Давайте рассмотрим нашего ежа. На что он похож? Верно на шар, только с иголками, которые нужны ему для защиты. Что еще есть у ежа? Ребята, а вам не кажется, что наш Тимошка загрустил. Давайте сделаем с вами ему друзей. Для того что бы сделать ежика мы скатаем из пластилина шар, затем с помощью трех пальчиков вытягиваем мордочку. А для того что бы нашего ежика никто не мог обидеть ему нужны колючки. Колючки мы будем делать из семечек, семечки вставляем в пластилин острым концом, чем больше колючек, тем лучше будет нашему ежику. А теперь добавим еще глазки и носик. Вот какой красивый получился у нас ежик!

А теперь мы с вами немножко поиграем. Давайте устроим игры для нашей дружной компании, развеселим Тимошку и его друзей.

Ребята, а вам понравилось играть с Тимошкой? Спасибо за занятие!

Программное содержание:
-Учить детей лепить ёжика, передавая характерные особенности внешнего вида.
-Экспериментировать с художественными материалами для изображения колючей «шубки» у ёжика.
-Направить на самостоятельный поиск средств образной выразительности.
-Развивать чувство формы, способности к композиции.
-Воспитывать уверенность, инициативность в изобразительной деятельности.

Предварительная работа.

Презентация фота с изображением ежей.

Беседа о внешнем виде и образе жизни ежей.

Чтение рассказа Е. Чарушина «Ёжик».

Отгадывание загадок о лесных животных.

Чтение стихотворения В. Шипуновой «Ёжик»:

Ёжик медвежонка ждёт,
Ёжик яблоко грызёт.
Догрызёт до середины
И оставит половину
Фрукта ароматного
Мишеньке мохнатому.
Дело в том, что медвежонок
Дружит с ёжиком с пелёнок.

Материалы, инструменты, оборудование.

Пластилин, для «иголок» разный материал на выбор: семечки подсолнуха, зубочистки, спички, трубочки для коктейля, разрезанные на кусочки длиной 3-5 см;
-для глаз и носа материал на вы-бор: бусинки, мелкие пуговички, бисер, зёрнышки гречки; стеки, клеёнки, салфетки бумажные и матерчатые «полянки» из цветного картона для подставок (в форме неправильных овалов).

Воспитатель загадывает детям две-три загадки о ежах, например:

 Не зелёный, а колкий - фыркает у ёлки!

 Ползун ползёт, иголки везёт, свернулся в клубок - ни головы, ни ног.

 Ползёт, иглы на себе несёт; чуть кто подойдёт, свернётся в клубок - ни головы, ни ног.

Беседы о внешнем виде и образе жизни ежей. Презентация фота с изображением ежей.
После этого педагог читает детям стихотворение Г. Лагздынь «Ёж колючий»:
Ёж колючий,
Но не злючий!
Просто одежонка
У ежа из игол сшита
Мастерами тонко,
Чтоб при случае каком
Мог он спрятать ножки
И свернуться в круглый ком
На лесной дорожке.
Вот такая одежонка,
Чтоб не трогали ежонка.

Воспитатель предлагает детям слепить ёжиков с длинными иголками, на которых они несут запасы в свои норки, чтобы покормить маленьких ежат. Спрашивает, как можно сделать иголки. После ответов детей показывает зубочистки, спички, кусочки трубочек для коктейля и советует использовать их для оформления колючей ежиной «одёжки».
Затем интересуется, как дети будут лепить ёжиков. Обобщает предложения детей и уточняет технику лепки из целого куска:

Берём комок пластилина, раскатываем шар и превращаем его в яичко - спереди уже, сзади шире;

Вытягиваем и заостряем носик, слегка приподнимаем вверх, будто ёжик при-нюхивается, где же растут грибочки;

Оформляем колючую шубку ёжика втыкаем в спинку «иголки», материал для «иголок» выбираем по своему желанию - семечки подсолнуха, зубочистки, спички, трубочки для коктейля, разрезанные на кусочки;

Оформляем мордочку - прикрепляем глазки и носик; материал выбираем по своему желанию - бисер, бусины, мелкие пуговицы, зёрнышки гречки или маленькие шарики пластилина;

Лепим грибочки или яблоки и размещаем на спине ёжика.

Дети выбирают по своему желанию цвет пластилина (жёлтый, оранжевый, розовый, серый, коричневый и т.д.), материал для «иголок» (семечки, зубочистки, трубочки и т.д.), «полянки» из цветного картона для подставок и начинают лепить.

В конце занятия дети размещают своих ёжиков на «полянках» и переносят на общую выставку.

Используемая литература:

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2008г.

«Хрестоматия для маленьких» под ред. Л.Н. Елисеевой.

Конспект НОД «Ежик» (возраст 6-7 лет)

Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие (лепка).

Цель: развитие художественно – творческих способностей детей.

Задачи:

Образовательные: Совершенствовать умение лепить из целого куска, правильно передавать пропорции тела, придавать линиям плавность, делить целое на части, соединять элементы между собой.

Развивающие: Повышать сенсорную чувствительность, развивать воображение.

Воспитательные: Воспитывать самостоятельность и целенаправленность в работе, умение доводить начатое дело до конца

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций с изображением ежика;

Чтение стихотворений про ежика, загадывание загадок;

Дидактические игры «Узнай по описанию»;

Наблюдение за ежиком в парке.

Оборудование: пластилин, дощечки, стеки, салфетки, иллюстрации с изображением ежика, ежик.

Методы и приемы: игровая мотивация, художественное слово, рассматривание иллюстраций, словесное объяснение и показ приемов работы, показ образца, самостоятельная деятельность детей, анализ работ.

Ход:

1.Организационный момент (мотивация детей). Ребята, сегодня к нам в гости пришел гость, но чтобы узнать кто это, сначала отгадайте загадку.

2.Вступительная беседа

Загадка: Идет, иглы на себе несет,

Чуть кто подойдёт,

Свернется в клубок –

Ни головы, ни ног. (Еж)

Воспитатель показывает игрушку, обращает внимание на иллюстрации с изображением ежика.

Затем дети рассматривают ежа, уточняют форму тела (туловище, иголки, лапки).

Вопросы к детям (закрепление знаний детей о внешнем виде ежика).

Ёжик - один из самых известных лесных жителей. Любимое место обитания ежа – лиственные и смешанные леса. Болотистых местностей и исключительно хвойных массивов этот лесной житель избегает.

Всё тело ежа покрыто иголками (кроме брюшка, мохнатой мордочки и пушистых лапок). Глаза у колючего – словно две черные блестящие бусинки. Видит он плохо. Нос у ежа всегда влажный.

3.Основная часть:

Сообщение темы (определение темы и цели деятельности)

Показ образца: - У меня есть один ежик. Он грустит.

Что мы можем сделать, чтобы поднять ему настроение? (Очень хорошая идея – найти нашему ежику друзей.) Сегодня я предлагаю вам сделать слепить ежей.

Показ и анализ образца

Ёжик – серенький клубок.

Прибежал, не видно ног.

Убери иголочки,

Колкий, словно ёлочка

И, как дедушка репей!

Дай, поглажу, поскорей.

Испугался, запыхтел.

Я же поиграть хотел...

Затем дети рассматривают ежа, уточняют форму тела (туловище, иголки, лапки). Воспитатель объясняет приемы лепки ежа.

Сначала лепим туловище. Раскатываем шар, разрезаем его пополам. Вытягиваем мордочку. Стекой делаем ямки для иголок, намечаем рот и глаза. Вставляем семечки – это у нас будут иголки. Лепим глаза, нос и язык, лапки. При сборке нужно плотно прижимать детали друг к другу. Прикрепляем глаза, нос, язычок. Примазываем лапки. Можно на иголках разместить одно яблочко или маленький гриб.

В конце занятия предложить сравнить изображение с натурой.

Дети играют в пальчиковую игру «Дружные пальчики».

Этот пальчик маленький,

Мизинчик удаленький.

Безымянный – кольцо носит,

Никогда его не бросит.

Ну, а этот – средний, длинный,

И как раз посередине.

Этот указательный,

Пальчик замечательный.

Большой палец, хоть недлинный,

Среди братьев самый сильный.

Пальчики не ссорятся,

Вместе дело спорится.

Организационное окончание:

Что мы делали сегодня?

Что вам особенно понравилось?

Вы сегодня хорошо справились с заданием, молодцы.


Открытое занятие Непосредственно Образовательной Деятельности по реализации образовательных областей «Художественное творчество» (лепка), «Познание» (Формирование целостности картины мира), «Коммуникация» (развитие речи) с использованием ИКТ в средней группе на тему: «Здравствуй, ёжик!»

Программное содержание:

  • Расширить знания детей о ежах (внешний вид, образ жизни, питание, повадки).
  • Продолжать развивать у детей интерес к лепке из соленого теста.
  • Учить детей лепить ежика, передавая характерные особенности внешнего вида.
  • Экспериментировать с художественными материалами для изображения колючей «шубки» у ежика.
  • Развивать чувство формы и композиции.
  • Воспитывать интерес и бережное отношение к живой природе.

Оборудование: презентация (фото) с изображением ёжика.

Материалы к занятию: соленое тесто, для «иголок» макароны или зубочистки на выбор (в тарелочках), горошины черного перца для глаз и носа, макет полянки для ежиков, доска для лепки, стакан с водой, кисточка, салфетки.

Предварительная работа:

  • Рассматривание иллюстраций с изображением ежа.
  • Чтение стихотворений С. Маршака «Тихая сказка», «Сказка об умном мышонке».
  • Отгадывание загадок о лесных животных.

Воспитатель загадывает загадку детям о еже:

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной.

Воспитатель:

Правильно, ежик!

Воспитатель достает спрятанного ежика.

— Здравствуйте, ребята!

— Здравствуй, ежик!

— Я пришел к вам в гости из леса, посмотреть, как вы тут живете, что делаете в садике.

Воспитатель:

Ребята, давайте расскажем ежику, что мы делаем в садике.

Дети: (ответы детей)

— играем, гуляем, рисуем, лепим и т.д…

Я вам ребятки, хочу тоже рассказать и показать, как живут ежи в природе. И принес для вас интересные картинки. Хотите посмотреть?

Дети и воспитатель:

Конечно, с удовольствием посмотрим!

Показ презентации: Фото ежей

Рассказ об их образе жизни, внешнем виде, питании, повадках.

После последнего слайда ёжик загрустил и говорит, как ему понравилось у нас в детском саду, сколько замечательных ребяток, все дружат и вместе играют. А у него нет стольких друзей.

Воспитатель и дети предлагают слепить ему друзей из соленого теста.

Практическая работа детей (лепка из слоеного теста).

Перед работой проводится физкультминутка.

Физкультминутка. Ёжик

Ёжик топал по тропинке

И грибочек нёс на спинке. (Ходьба на месте.)

Ёжик топал не спеша,

Тихо листьями шурша. (ладошками шуршим)

А навстречу скачет зайка,

Длинноухий попрыгайка.

В огороде чьём-то ловко

Раздобыл косой морковку. (Прыжки на месте.)

Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрацию ежа, внимательно рассматриваем форму туловища, головы, наличие носа, глаз, ушей, лап и иголок, какой формы, где расположены.

Приступаем к работе.

На столе лежат два кусочка теста: большое для туловища и маленькое для лап и ушей.

Берем тесто для туловища и придаем ему форму овала, затем с одной стороны вытягиваем острую мордочку ёжику. При помощи черного перца горошком, оформляем ежу мордочку – прикрепляем носик и два глаза.

Делаем лапы и уши, прикрепляем к туловищу при помощи воды и кисточки.

В заключении оформляем колючую шубку ёжика. И выполненную работу (ёжика) ставим на макет полянки.

Ёжик смотрит работы детей, хвалит их, ему очень понравились работы и сами дети, детский сад. Обязательно еще придет в гости.

Но ему пора домой в лес, прощаясь, оставляет детям корзинку с угощением!

Подвести итог.

Использованная литература:

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа.